В школе учат, что химия — наука о превращении веществ. Звучит это таинственно и интригующе, однако уроки часто скучны, а «превращения» есть только на бумаге. Будучи школьницей, я нашла в библиотеке книгу «Опыты без взрывов», но многие описываемые вещества было не достать. Каково же было мое счастье познакомиться с химическими наборами MEL Science, в которых есть всё для проведения опытов: посуда, вещества, теория.
Использование цифровых лабораторий (ЦЛ) приближает исследовательскую деятельность к условиям современного научного изыскания, позволяет «увидеть изнутри» те процессы, которые невозможно зарегистрировать с помощью традиционных подходов к школьным опытам. В качестве примера рассмотрим организацию химического эксперимента в девятом классе, нацеленного на усвоение новых понятий об электролитах, неэлектролитах, электролитической диссоциации, формирование умений составлять уравнения электролитической диссоциации [1, 2, 3] на уроке «Определение зависимости электропроводности растворов сильных электролитов от концентрации».
В своей практике мне приходилось иметь дело с цифровыми лабораториями «Архимед», «Радуга», а с конца 2015 г. в нашем учебном учреждении появилась цифровая лаборатория SenseDisc по биологии и химии. На фоне остальной продукции лаборатория SenseDisc выглядит привлекательной по целому ряду причин, которые описаны в этой статье.
Цифровая (компьютерная) лаборатория (ЦЛ) — комплект учебного оборудования, включающий измерительный блок, интерфейс которого позволяет обеспечивать связь с компьютером, и датчики, регистрирующие значения различных физических величин: температуры, pH водного раствора, электропроводности, давления, влажности и др.