Мы, учителя, устаём. Объем проделываемой работы — огромен. Разных дел нескончаемый поток. Что делать с нашей профессиональной усталостью?! Предлагаю искать и иметь определённый набор средств снятия стресса и усталости. А, главное, коллеги, пользоваться им постоянно.
Об индийском образовании, как и о многих других аспектах жизни в этой удивительной стране, нельзя говорить обобщенно. Ученые из Индии продолжают удивлять своими достижениями в сфере медицины, информационных технологий и космических исследований в то время, как миллионы обитателей индийских трущоб до сих пор не умеют читать. И дело вовсе не в том, что образование обходится безумно дорого — наоборот, для беднейших слоев населения предоставлены бесплатные государственные школы, но для многих покупка школьной формы, учебников и других принадлежностей оказывается непосильным финансовым обязательством. Поэтому в этой статье речь пойдет об образовании для детей из индийских семей, принадлежащих к среднему классу.
Про законы Ньютона знают все. О законах генетики Менделя многие имеют представление. Отдельно взятая часть населения (электрики-энергетики) могут точно сформулировать закон Ома. О законе падения самолетов никто ничего не слышал. А самолеты, тем не менее, продолжают падать с завидной регулярностью над морями, океанами и тайгой. Никто и никогда не задумывался — почему?
Учителя не испытывают вдохновения. В школе такое ощущение, что ты всегда виноват и что-то не успел: то сдать отчет, то провести классный час. И не дай Бог кто-то подерется, кому-то не достанется обеда или ученица забеременеет — на учителя обрушится праведный гнев администрации, родителей и даже СМИ: «Как вы — учитель (!) — не уследили? Вы что, не умеете работать?» И даже теряешься, не зная, что ответить. Наверное, каждой ученице мне нужно дать по презервативу и строго отбирать ее друзей и следить… за ее «половыми контактами». А родители?
По критериям профессионального мастерства, преданности и корчаковской любви к профессии и ученикам, знаниям классического наследия профессии и творческим, новаторским и смелым решениям, а не по тем эфемерным признакам мастерства и благополучия, какими сегодня всюду является...
Каждый день миллионы учеников к назначенному часу собираются в образовательных учреждениях. В тысячах школ эти дети получают знания по десяткам предметов. Не секрет, что часто учебные предметы кажутся ученикам чрезвычайно трудными. Однако время идет, дети переходят из класса в класс, осваивают все новые дисциплины, выпускаются из учебных заведений, вступают во взрослую жизнь. Что является двигателем образовательного процесса: стремление к знаниям или принуждение со стороны взрослых? Возможно ли без насилия освоение детьми вершин современного образования?
Класс писал проверочную работу. "Мы тогда построим коммунизм, когда учитель будет стоять на такой высоте, на которой он не стоял и никогда не будет стоять в капиталистическом обществе”. Сатанида Ироидовна с нежностью вспомнила замечательные во всех отношениях слова Ленина и с удовлетворением подумала, что она сама лично, следуя заветам, внесла колоссальный вклад в дело построения светлого будущего, не выходя из своего кабинета.