Выбор редакции дискуссионное
ГлавнаяСтатьиВыбор редакцииВыбор редакции дискуссионное (всего статей: 48)

Как показывает опыт, расхламлять свою жизнь в материальном плане, избавляясь от лишних вещей, гораздо легче, чем «очищать» собственное эмоционально-ментальное пространство. Приведу примеры из своей трудовой деятельности. Работа в школе нескончаема и многогранна. Учителям приходится выполнять столько всего, чему их никто, никогда и нигде не учил. 

18.08.2016

Мы часто бываем небрежны в своих словах, вольны в собственной речи. Мы отягощаем, загрязняем, оскверняем ее безмерно. Речь порядочного человека вообще, а учителя, в частности, должна быть чистой. А что такое осквернять свою речь? Что значит «скверна»? В словаре В. Даля дается следующее определение: «Скверна — мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно, нечистое, грязь, гниль, тление, мертвечина, извержение, кал, смрад, вонь, непотребство, разврат, нравственное растление, все богопротивное». 

Наша жизнь захламляется незаметно — лишними вещами, а также ненужными страстями, переживаниями и эмоциями. Время от времени просто необходимо расхламлять нашу жизнь и физическую, и эмоционально-ментальную, решительно освобождаясь от всего наносного, лишнего, надуманного и громоздкого. 

Первое время после рождения дочерей у нас в доме гостей почти не бывало, некогда было устраивать приемы по российским традициям. Когда дочери немного подросли и у них появились «друзья по песочнице» — дети примерно их возраста — мы стали приглашать к себе в гости компании из 8-10 человек, а вместе с их детьми получалось и более. Мы с мужем устраивали все в лучших российских традициях гостеприимства. 

Однажды гостила у нас в российской школе школьный администратор и учитель французского языка и латыни из Америки — очень симпатичная и приятная дама средних лет — Стейси. Естественно, что мы — преподаватели английского языка — развлекали нашу гостью, как могли. Как-то мы сходили с ней в русский ресторан «Жили-были»...

В книге Стивена Гаррисона «Счастливый ребенок» затронута очень важная тема — счастье человека. И дело тут не только в образовании. Дело в окружении! В мире бизнеса есть такое правило: «Если хочешь стать успешным — окружи себя успешными людьми!». Соответственно, если хочешь стать счастливым, окружить себя нужно счастливыми людьми. Но есть ли эти самые счастливые люди в нашем окружении?

Жизнь движется вперед. Все меняется вокруг, меняется и школа. Старшее поколение, наблюдая за преобразованиями в сфере образования, видит, как правило, лишь отрицательные моменты, молодым же по сердцу нововведения. В качестве учителя я переступила порог школы тридцать лет назад. Что изменилось в школе за эти годы?

«Образовательные услуги — это услуги, предоставляемые в сфере образования». Эту в высшей степени странную фразу Сатанида Ироидовна услышала случайно и теперь невыносимо страдала. «Я проработала в школе без малого сорок лет, но никогда еще никому никаких услуг не предоставляла. Я детей учила!..

Нравится ли нам, когда нас начинают «воспитывать»? Уверен, что большинство людей ответят на этот вопрос отрицательно. В современном обществе процесс воспитания все чаще воспринимается как насилие над «личностью», нарушение «прав» и «свобод» человека. Более того — с появлением ювенальной юстиции воспитывать стало и вовсе небезопасно. От моих коллег учителей мне часто приходится слышать, что все усилия, прилагаемые для формирования личности того или иного «трудного» школьника не только не дают никаких положительных результатов, а порою и вовсе приводят к противоположному эффекту.

Что вам нравится в российском образовании? Такой неожиданный вопрос как-то задали мне учителя английского языка. Ну что ж, вопрос задан. Надо на него отвечать. Короткий ответ: «Лично мне — многое!»

Обдумывая ответ на этот вопрос, я вдруг осознала, что мы обычно критикуем наше образование. При этом мы забываем или как будто не замечаем, что наше школьное образование дает школьникам. Столько уже всякой критики было высказано в адрес школьного образования, столько негатива обрушилось на него, что я решила сосредоточиться на позитиве. 

Есть на земле места, куда человека тянет с какой-то особой силой, стоит только раз побывать там. Когда мне впервые летом довелось отдыхать в одном из горных поселков, Су-коке Паркентского района, лет пятнадцать назад, то я была поражена пьяняще чистым воздухом, ухоженностью парковых насаждений, чистотой аллей и искренней приветливостью персонала Дома отдыха, который мне показался настоящей «малой Швейцарией». 

Представим ситуацию: за вами весь день ходит приставленный к вам очень умный и образованный Наставник. Он весь день зорко за вами следит, выискивая ваши ошибки и оплошности, и тут же о них вам сообщает, иногда при многочисленных свидетелях. У вашего наставника самые благие намерения. Он знает все, в особенности, то, что, как и когда вам следует делать. 

В последнее время дети стали как-то особенно единодушно шарахаться от школы. Учителя и ученики, а, может быть, вообще, взрослые и дети — это разные далеко удаленные друг от друга галактики. Современные дети испытывают к взрослым вообще и к учителям, в частности, резко негативные чувства: страх, недоверие, неприязнь, ненависть. Так сложилось, что Галактика Взрослых далеко удалилась и совершенно отвернулась от Детской Галактики. Нам, взрослым, надо срочно пересматривать свое отношение к Детской Галактике и идти на сближение. 

Недавно опять услышал спор о совместимости науки и веры в Бога. Этот очень давний спор. Особенно обострился он с конца XIX, когда произошло множество научных открытий. Тогда у людей появилась уверенность в том, что человек с помощью науки может изменить все, в том числе и окружающую природу. А если человек все может, значит, в мире нет ничего Божественного. Поэтому часть общества, стала воспринимать все связанное с верой, неким мистическим толкованием, совершенно не связанным с реальностями мира и науки. И был сделан вывод: «Наука и вера в Бога несовместимы». Но, как тогда быть с фактом существования верующих ученых? 

Уважаемые родители, а также все остальные любящие родственники! Пора понять и принять, что в наше время школа детей не воспитывает. Уж так получилось, что эта функция отмерла или отброшена. И детей своих воспитываете или не воспитываете только вы. Только вы сами! А школа, надо честно признаться, с этим делом на сегодняшний момент не справляется. То ли не может, то ли не хочет, а, может быть, обществу этого и не надо. Но воспитанием детей на сегодняшний день занимается семья (или улица, или телевидение, или еще кто-то, или никто). Но школа точно этим не занимается. А жаль! Хорошо было бы вернуть школе воспитанную функцию. На мой взгляд педагога с советской закалкой (в лучшем смысле этого слова!), это просто необходимо! 

Воспитание проходит через вызывание чувств у воспитанников. Вызвал злые, нехорошие чувства — посеял зло. Вызвал добрые чувства в душе ребенка — воспитал добрые чувства, которые ведут к добрым желаниям и добрым поступкам. Какие чувства в душе ребенка пробуждает наша современная школа? Умеем ли мы вызывать добрые чувства? И, вообще, стремимся ли к этому в школе? Или мы решаем другие задачи? Какие? С.Л. Соловейчик называет наш наиболее часто используемый комплект воспитательных мер — «воспитанием от ПУЗа»: «Попрек, Упрек, Замечание, Оскорбление — ПУЗО. Воспитанием от ПУЗа любви не научишь, это невозможно». (Соловейчик С.Л. «Педагогика для всех»).

Мне, как учителю-предметнику и классному руководителю, часто приходилось выступать на родительских собраниях перед родителями моих учеников. Среди родителей попадались разные люди. Некоторые порой обвиняли учителей, несправедливо упрекали их. Но лично я приняла для себя правило: на родителей учеников не обижаться. Ведь если родители говорят мне что-то обидное или слишком эмоциональное, это свидетельствует лишь о том, что эти люди беспокоятся о своем ребенке. Именно поэтому чувства и эмоции их захлестывают, а поведенческие реакции могут быть слишком бурными. 

Начала я размышлять о работе классного руководителя в своей статье «С него можно спросить за все и его можно за все наказать. Кто такой классный руководитель в российской школе». Хочу продолжить свои размышления на эту животрепещущую для нас, учителей, тему.

Несколько лет назад в рамках совместного российско-американского образовательного проекта я много общалась с американскими коллегами. Они отмечали, что их удивило в нашей российской школе, хвалили нас,  рассказывали о себе. Меня как-то сильно задела и врезалась в память одна ремарка, брошенная как бы невзначай американцами. А сказано было примерно следующее: «Российские учителя почти всегда очень строго и серьезно разговаривают с детьми. Они детям не улыбаются. А лица учителей — какие-то мрачные и недовольные».

Мы, учительницы, очень эмоциональны, чувствительны, восприимчивы на работе (и после работы тоже!). Я бы сказала, мы, учительницы — женщины, излишне чувствительны и слишком эмоционально вовлечены в свою работу. Мы за все переживаем, обо всем беспокоимся. Мы многие производственные проблемы и ситуации принимаем слишком близко к сердцу и очень лично.



1-20 21-40 41-48