Преподавание русского языка и литературы
ГлавнаяСтатьиПреподаваниеПреподавание русского языка и литературы (всего статей: 52)

Не только у людей, но и у книг бывает разная судьба. Одни произведения быстро забываются, а другие оставляют неизгладимый след в душе. Книги-юбиляры 2016-2017 учебного года — это шедевры, которые сопровождают нас на протяжении всей жизни. Список актуален для классных руководителей, учителей литературы, библиотекарей и др.

08.09.2016

Представляем список писателей-юбиляров мая 2016 г. в помощь библиотекарям, учителям русского языка и литературы, классным руководителям. В мае представляется отличный повод познакомить учеников с жизнью этих великих людей, заинтересовать их творчеством.

Чтобы уроки литературы стали эффективнее и увлекательнее, можно разнообразить их, включив в них элементы драматизации художественного произведения. Совместное творчество учителя и учеников создает атмосферу доверия, стимулирует познавательную деятельность, благотворно влияет на психологический климат в классе.

Нет сомнений, что интерес к художественной литературе и к чтению в целом неуклонно падает. Чтение для детей — не удовольствие или развлечение, а тяжкий труд, смысла которого они часто не понимают. Учителя сталкиваются с тем, что заданное на дом произведение так и остается непрочитанным, поскольку мотивировать школьника к чтению не удалось. По собственному почину дети читают редко, а если уж и читают, то выбор книг носит случайный характер. 

Всякое исследование обязательно начинается с проблемы, то есть с постановки вопроса, включающего некое затруднение при движении к истине, неопределенность. Для этого в процессе решения задачи необходимо остановиться и задуматься. Другой вопрос состоит в том, чтобы проблемная ситуация не была создана искусственно. При изучении определенной темы она должна вывести учащихся на новый уровень познания, понимания, а не создавать проблему ради проблемы. Лишь в этом случае учитель будет не простым наблюдателем, анализирующим высказывания, а размышляющим, узнающим что-то новое и неожиданное для себя собеседником.

В последнее время в методической литературе много внимания уделяется моделированию уроков инновационного типа, реализации основ новых педагогических технологий. Но чаще всего это рассматривается на стадии вызова, осмысления, размышления. Мне же хочется рассмотреть вопрос организации самостоятельной работы учащихся на уроке и при выполнении домашнего задания, то есть на стадии контроля. 

Сегодня учителю приходится намного легче в том плане, что он может быстро и своевременно найти интересующий материал для подготовки к уроку, самообразования, возможности заниматься научной работой и повысить свою квалификацию. Прежде всего, этому способствует Интернет, обилие методических журналов и профессионально ориентированных газет, участие в различных конкурсах и семинарах, конференциях и фестивалях. Но хорошее учебно-методическое пособие по теории и практике проведения урока по-прежнему является часто единственным источником получения необходимой информации, потому что другие порой отсутствуют в силу разных причин и обстоятельств, да и частенько прекрасная методичка, находящаяся под рукой, бывает полезнее, конкретнее, целесообразнее и понятнее, чем пространное изложение  новых положений и идей без привязки к конкретным формам, приемам, этапам учебного процесса.

Вся наша жизнь проходит в текстовом окружении, из текстов различных типов мы получаем большую часть информации о мире. «Я живу в мире чужих слов, — писал М.М. Бахтин. — И вся моя жизнь является ориентацией в этом мире, реакцией на чужие слова» [2]. Среди словесных текстов, оказывающих наиболее сильное влияние на формирование языковой личности, важное место принадлежит прецедентным текстам (от франц. precedent — «случай, имевший ранее место и служащий примером или оправданием для последующих случаев подобного рода»).

Изучение литературы в старших классах порой оказывается затруднено распространенными представлениями о гуманитарных науках как о неточных, не поддающихся логике, анализу и систематизации. Особенно заметна данная проблема в классах естественного профиля. Ученикам с ярко выраженным структурным мышлением литература представляется как нечто аморфное, подчиняющееся лишь авторскому произволу и потому не подлежащие изучению. Помочь решению этой проблемы могут схемы и таблицы, предлагаемые ученикам на уроках.

Сочинение — это один из популярных видов школьной работы, которые подразумевает грамотное, четкое, логически выстроенное изложение своих мыслей на заданную тему. После долгих экспериментов сочинение вновь заняло почетное место в школьной программе и включено в список обязательных испытаний на ЕГЭ.

Как научить писать ребенка сочинение? Каким критериям оно должно отвечать, какие виды сочинений существуют? Мы собрали наиболее действенные методики, которые помогут учителям справиться с этой нелегкой задачей. 

Далеко не каждый ребенок мечтает о поэтической славе и не каждый грезит о лаврах великого писателя. Но грамотно излагать свои мысли на бумаге должны все. И в школьной программе для этого предусмотрены сочинения. Что делать, если у ребенка никак не получается? Могут ли помочь родители научить ребенка писать сочинение? Конечно, могут. И мы подскажем, как это сделать правильно.

Россия — открытая страна, и поток трудовых переселенцев, а теперь уже и беженцев, растет с каждым годом. Обучение детей «новых соотечественников» легло в первую очередь на плечи учителя-русиста. В связи с этим явлением в школе стихийно возникли новые классы, полиэтнические. И как следствие новые учебники для детей мигрантов. 

В последние годы в российском онлайн-пространстве получил широкое распространение популярный на сегодняшний день жанр «пирожков» — сатирических четверостиший, распространяемых посредством блогов и социальных сетей.

Знаменательные даты бывают не только у авторов книг. В отечественной и мировой литературе есть много произведений, признанных шедеврами. Книги-юбиляры 2015-2016 учебного года стоят того, чтобы о них вспомнили и отметили их первый выход в свет.

Каждый год в мире литературы отмечается немало знаменательных дат. Стоит вспомнить о рождении гениев, покоривших читателей своим талантом. В помощь библиотекарям, завучам по воспитательной работе и классным руководителям публикуем подробный список писателей-юбиляров 2015-2016 учебного года по месяцам.

В сочинении-рассуждении ЕГЭ по русскому языку (задание 25) экзаменуемый должен выразить свое мнение по проблеме, поднятой автором в исходном тексте, согласившись или не согласившись с авторской позицией, (К4). Мы приводим таблицу тематик и аргументов ЕГЭ по ним.

Сочинение ЕГЭ по русскому языку оценивается по целому ряду параметров, и большое количество баллов ученику приносит критерий К4: Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме (3 балла из максимально возможных 22). Естественно, собственное мнение ученика о проблеме, независимо от того, согласен он с автором или нет, должно быть подкреплено доказательствами. Ими служат два приводимых в тексте сочинения аргумента (может быть и больше, но третий и последующий не оцениваются). Как подбирать литературные аргументы ЕГЭ? Об этом — наша статья.

Не секрет, что при традиционном обучении потребности учащихся почти не учитываются, ребенок испытывает, как правило, определенный психологический прессинг, не имеет четких внутренних мотивов учения. Поэтому основой своей педагогической деятельности выбрала личностно-ориентированный подход в преподавании русского языка и литературы. Его суть выражается в направленности на развитие способностей, возможностей, интересов и задатков конкретного ребенка. 

Чтение — сложнейший психологический и интеллектуальный процесс, но при этом основное средство обучения, основной инструмент познания окружающего мира. Практика показывает: чтение для детей сегодня далеко не самое главное занятие. И вот уже полстолетия не утихают споры о том, как сделать изучение литературы делом, жизненно важным для подростков, как пробудить у них интерес к серьезному чтению. 

По мере взросления у творческих детей низкая самооценка приобретает еще одно качество — самокритичность. Ребенок видит свои ошибки в творческих работах, сравнивает свои работы, как правило, не с литературными образцами, а с работами своих одногодок и видит слабые места.



1-20 21-40 41-52