Эссе "Размышления об образовании"

Что означает на современном этапе развития общества быть хорошим учителем? Может, это означает знать и уметь передать учащимся как можно больше знаний? А может, это значит стать маяком?.. Да, именно маяком!

19.06.2014

Никогда не мечтала стать учителем, хотя некоторые девочки в классе этого искренне желали. Мечта была совершенно иной. Но как-то сложилась так судьба, что не сразу решила поступать в педагогический вуз. И все-таки это случилось, и вот я уже выпускница Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого. Будучи еще студенткой, после окончания третьего курса пришла работать учителем в школу-интернат. Это были 90-е, время нестабильности. С чем же я столкнулась, придя работать? Нужно сказать, с точки зрения теории прекрасно знала и методику, и свой предмет. А на практике?

Образование – это создание образа человека, а для этого необходимо «взрастить» смыслы. Приходится признать, что школа не создает ОБРАЗЫ людей, не учит их чувствовать и проживать СМЫСЛЫ жизни. А значит, школа не выдает продукт, она непродуктивна. Почему?

В нынешнем мире компьютеры и различные подобные им девайсы прочно заняли своё место. Они вошли не только в повседневную жизнь обычного пользователя, но и в различные сферы профессиональной деятельности, в частности, в образование. Компьютерная поддержка предназначена для большей заинтересованности и вовлечения учеников в процесс обучения.

В детстве практически каждый ребенок хочет быть учителем, но со временем у большинства это желание пропадает. Остаются только единицы, кто за своей мечтой идет поступать в педагогический ВУЗ или училище.

Действительно ли, что успех школы зависит от успешного директора? Я думаю – да! Разберёмся, что значит быть « успешным»? По толковому словарю это: «заключающий в себе успех, удачу. Успех – это удача в достижении чего-либо, хорошие результаты в работе, общественное признание». Исходя из этого толкования, мы можем выстроить портрет успешного директора.

Появление компьютеров в сфере образования породило определенные методические, методологические, теоретические и философские проблемы. Это должно привести к переосмыслению ряда положений теории познания, методологических основ дидактики и методики преподавания многих учебных дисциплин.

Сегодня в речи школьников все чаще встречаются необоснованные заимствования, поток сниженной лексики, что подрывает уважение к родному языку, тем самым снижает мотивацию его изучения.

Приоритет физики в современном мире очевиден, а уровень знаний и интерес учащихся к предмету снижается, как и количество учебных часов по этому предмету.

Автор размышляет о том, что является причиной варварских расстрелов детей в школах Европы и США, причем совершенных не профессиональными убийцами, а такими же школьниками, как и они сами. Как возникла эта ситуация, и что надо сделать, чтобы это не повторилось у нас? Вот вопросы, на которые надо ответить уже сегодня.

За последние двадцать лет почти полностью исчез высокий стиль речи, его место занял средний, и, к большому сожалению, низкий стиль стал использоваться не только для бесед с самим собой. Знание и умение в языке ребенок приобретает, в первую очередь, в семье. Значит, всем миром мы можем и должны сохранить свой богатый русский язык.

 

Образование в последние годы часто стали называть услугой. Это печаталось в газетах, звучало в телевизионных программах, так говорили некоторые чиновники, хотя находились и те, кто был против такого определения. Среди коллег тоже не было однозначного мнения. Мо-моему, образование не может быть услугой не только по определению, но и потому, что образование — одно из вечных ценностей общества.

С каждым годом все меньше здоровых детей приходит в первый класс. Факторов, влияющих на состояние здоровья детей, очень много. Одним из таких факторов является переутомление от повышенной учебной нагрузки.

В настоящее время происходят бурные обсуждения того, каким должно быть будущее нашей школы. Всем ясно, что ей нужно модернизироваться и усовершенствоваться, необходимо повсеместное внедрение инновационных, интерактивных технологий обучения, вовлекающих учеников в совместный с учителями творческий процесс познания.

По мнению одних, учитель – это особое состояние души человека, которое позволяет, несмотря на трудности и всевозможные препоны, относиться к своей работе творчески и вкладывать в нее душу. Другие считают, что хороший учитель – это, прежде всего, профессиональный психолог. Он должен прекрасно разбираться в реалиях современной школьный системы и понимать, как сделать свою работу более продуктивной. Сколько людей, столько и мнений, несомненно одно: роль учителя в последнее время неуклонно растет. Вместе с ней возрастает и некоторая недооценка каждого конкретного специалиста.

 

Все учителя воспринимают этот праздник по-разному: кто-то ждет с радостью и нетерпением, кто-то флегматично покоряется ходу времени, кто-то жалеет, что лето прошло так быстро… Детские голоса, шум, беготня, родительское беспокойство, первые организационные родительские собрания (что и как будет в этом году?) – всем этим школа наполнится очень и очень скоро. А пока – августовские педсоветы, школьные методические объединения и, как часто бывает, спешно заканчивающийся ремонт в кабинетах.

Опираясь на передовые достижения педагогики, психологии современный учитель находится в постоянном поиске приемов, методов и средств обучения только лишь с одной целью – научить учиться. Научить свободно ориентироваться в огромном потоке информации, выделять главное, излагать свои мысли... Школьники должны стать активными участниками процесса обучения. Эти мысли являются ведущими, или главными в работе любого учителя. Но современность диктует совсем другое.