Эссе "Размышления об образовании"

Два года назад я впервые переступила порог детского сада. После работы в школе всё было непривычно. Распорядок дня, прогулки, сон… Большое впечатление произвели занятия в подготовительной группе. Дети, в свои шесть с хвостиком, решали задачи, работали со знаками больше - меньше, выделяли согласные-гласные, составляли по схемам слова…. Первая мысль: «Что это? Сад? Школа?»

16.07.2014

Пишу самой себе письмо в будущее.

Хочу провести меленький эксперимент.

Интересно, что меня ожидает лет через 20? «Хоть глазочком заглянуть бы, заглянуть …»

Отправляю свое эссе на конкурс и на свой e-mail. Как обещают авторы сайта «Письмо в будущее», мое послание придет в назначенный срок.

Мир не идеален. К такому выводу я пришла, когда в очередной раз сидела за уроками. Он так не идеален, что аж жутко. И все смирились с этим, а я не хочу. Не хочу, так как что-то изменить в силах каждого из нас. Хоть капельку в море, песчинку в пустыне, звездочку в Галактике. Тогда мир хоть на малую часть, но станет лучше. С чего бы начать? Раз я сижу за уроками, тогда начну, пожалуй, со школы и с образования в России. 

«Не идите в школу без души!» Я написала бы эти слова при входе в каждый педагогический вуз. Из всех профессий профессия учителя, пожалуй, единственная, где невозможно работать без самоотдачи и без души. Хотелось бы, чтобы это понимали все, кто связывает свою судьбу с педагогикой. Никакими надбавками, премиями невозможно завлечь на работу в школу: там остаются работать только энтузиасты, которые видят в этом свое призвание. Детские души очень тонко чувствуют фальшь, их невозможно обмануть. Можно лишь утаить какую-то ненужную им информацию, скрыть свои переживания, недосказать, сыграть перед ними роль. Учитель должен быть немного и любителем своего дела, и артистом, и психологом.

Любое поверхностное знание неполно, а значит, не даст глубокого восприятия информации. Чтобы научиться понимать что-либо глубоко, сначала надо научиться образному восприятию. Люди же всё время пытаются привязать образ к конкретному слову или же понятию. Хотя образование означает формирование образа, то есть умение мыслить образно.

В последнее время в нашей стране наблюдается очевидная тенденция к снижению интереса к учебному процессу не только у школьников, но и у студентов. И если студентов еще можно мотивировать получением диплома, то заинтересовать школьников становится с каждым днем все сложнее и сложнее. К чему только мы учителя не прибегаем, какие только совместно с родителями ухищрения не применяем, чтобы ребенок проявил интерес к учебе! Но где изменения? Проще, конечно же, сказать, что "молодежь нынче такая", но мне кажется, и я не одинока в своем мнении, что корень сложившейся проблемы кроется в самой образовательной системе, так как она не совсем отвечает сегодняшним потребностям и интересам нынешнего молодого поколения.

Передо мной на компьютерном столике стоит фотография. Черно-белая, с царапинами и обломанными уголками. Остановленный на ней с помощью фотомагии краткий миг бытия успел выцвести и пожелтеть под лучами жарких минувших лет и ветров перемен, бушующих в нашем мире. На фотографии крупным планом запечатлена молодая девушка – черноволосая, с копной непокорных локонов. Она сидит за столом, под разлапистым фикусом, склонившись над ученическими тетрадями…

"Тот, кто обращаясь к старому, способен открывать новое, должен быть учителем" - слова эти принадлежат Конфуцию, древнему китайскому мыслителю и философу, который прославился как первый профессиональный педагог. Нельзя не согласиться с автором данного высказывания, так как по прошествии веков острота и точность этих слов не потускнела. Ведь сколько бы мы не пытались, но роль учителя сложно преуменьшить. Педагог является одним из ключевых звеньев во всей системе образования.

Всё живое на земле растёт, развивается, тянется к свету – у мёртвых всё это позади, у них нет завтрашнего дня, нет будущего. Вот почему человек, пока он жив, должен заботиться о своей судьбе. И чем раньше ты это поймёшь, тем лучше!

В своей работе я хотела бы затронуть проблему образования в первом классе. Много лет проработала учителем начальных классов и знаю, как трудна работа учителя с первоклассниками. Но именно, от него, от первого учителя зависит дальнейшая жизнь учеников и учителей в школе. Помочь детям научиться учиться и при этом, сделать их жизнь в школе захватывающей – вот сложная задача учителей, взявших детей после детского сада.

Образование... Образованность... В повседневной жизни мы так часто употребляем выражения «образованный человек», «высшее образование», «сфера образования», и так редко задумываемся, а что такое образование в частности. К примеру, для кого-то образование – эталон культурного развития и многие полагают, что образованный человек непременно будет отличаться высокими моральными устоями. Иные считают наличие образования неким пропуском в мир успешной карьеры. Для других образование – это показатель принадлежности к определенному, с позволения сказать, клану знатоков в той или иной научной сфере.

Это волнует многих людей уже на протяжении долгого времени, причём, не только педагогов, но и родителей, самих детей. Давайте зададим себе вопрос: а вообще можно научить любить? Думаю, что научить любви невозможно, но создать предпосылки для развития особых качеств души и комфортные условия, при которых сформировалось бы желание заниматься любой учебной дисциплиной и стимулировался позитивный настрой в овладении определённым кругом знаний, можно и даже совершенно необходимо. Ведь любишь что? То, что понятно, легко. Но, исходя из своего жизненного опыта, мы можем констатировать, что не каждый педагог, в том числе и филолог,- постараюсь написать о проблемах, встречающихся именно в практике учителя русского языка и литературы, поскольку таковым являюсь,- может подать информацию тонко, изящно, вкусно. Зависит ли это от сложности учебного предмета? Всё – таки, мне кажется, что нет – дело здесь совсем в другом. Попробуем разобраться в этой нелёгкой проблеме.

Моя школа… Она встретит меня 1 сентября уже в восьмой раз, но каждый год я прихожу в «новую» школу. Почему? Просто каждый учебный год преподносит нам сюрпризы. К счастью, пока все они хорошие. Именно поэтому я хочу рассказать о своей родной школе.

Современному человеку нельзя представить свою жизнь без знаний. Многие стремятся больше знать, совершенствоваться. Как известно, существует несколько ступеней образования: начальное, неполное среднее, полное среднее, среднее профессиональное, бакалавриат, магистратура, аспирантура, докторантура. Каждый имеет право выбирать, что ему подходит, чего он хочет добиться… Но нуждаемся ли мы в образовании? Может быть, не стоит тратить столько сил и времени на изучение теории, сколько приходится просиживать современному молодому человеку за учебниками, пока он наконец – то приобретёт диплом специалиста в той или иной области.

Каждый человек любознателен по своей природе. Стремление к получению знаний как практических, так и помогающих понять основы бытия присуще всем нам. Но не всегда это стремление достигается в ходе целенаправленной и систематической работы ума и сердца. Образование — это не только процесс приобретения конкретных знаний, умений и навыков, но и созидание своего «Я», образа, соответствующего идеалу человеческого начала

Каждое дело – с пользой, иначе – зачем? Каждое дело – людям, иначе – зачем? Каждое дело – творчески, иначе – зачем? [1]. И.П. Иванов

«Скучные уроки годны лишь на то, чтобы внушать ненависть и к тем, кто их преподаёт, и ко всему преподаваемому» [2], - сказал Ж.Ж. Руссо ещё в XVIII веке. Но как же актуальны эти слова сегодня, в начале XXI века! Дети по-прежнему зевают на этих «скучных» уроках, тихо ненавидя и учителей, и их нудные объяснения, и надоедливые домашние задания…

«Именно в мечтах рождаются новые идеи… Добиться исполнения мечты — в этом величайший смысл жизни человека» (Алексей Яковлев). С детства я мечтала стать воспитателем, так как знала, что это дело благое и неоценимое, но из-за ряда причин не сразу получилось воплотить ее в жизнь.

Одно «смекалистая» родительница заметила, что явление инкубанизации возрождается благодаря введению школьной формы. Спорный вопрос. Мнение учительской когорты никак не совпадало с мнением когорты родителей. Противоборство двух противоположных взглядов рождало столкновение эмоций.

Что такое образование? В моем понимании, это и обучение, и воспитание. И одно без другого существовать не может (да и не должно!). Безусловно, в последние десятилетия образование очень изменилось. Наверняка многие из нас скажут, что раньше в школе учили, давали знания, старались воспитать и выпустить Человека. Конечно, и сейчас мы учим, но в большей степени труд учителя направлен на воспитание. 

Каждый мой рабочий день начинается непросто: нужно завести автомобиль в любую погоду, в любой мороз,  чтобы поехать на работу за 17 километров от дома. Я работаю в малокомплектной сельской школе. Здание деревянное с паровым отоплением. Коллектив мой, как в фильме «А зори здесь тихие», - одни женщины, только большинство предпенсионного возраста. Моя мать работала здесь, я - выпускник этой школы, мой ребенок учится здесь. В общем, вся моя жизнь - это школа. Сельскому учителю приходится обладать знаниями профессора, так как он ведет по четыре-пять школьных предметов.