Новая миссия образования. Замечательные открытия последнего века в области науки и техники способствовали сильнейшему обострению экономических, социальных и даже политических проблем всего мирового сообщества. В настоящее время мировой кризис во многих сферах человеческой деятельности напрямую связан с кризисом образования, а новая миссия образования всё чаще и чаще формулируется как спасительная.
Традиционное понимание содержания обучения иностранному языку. Определяя содержание обучения иностранному языку, последователи школы Г.В. Роговой выделяют три основных компонента содержания обучения: лингвистический, психологический и методологический. Лингвистический компонент содержания обучения. В лингвистике и методике традиционно разграничивают такие понятия, как язык и речь. Они составляют две стороны одного явления, но при этом имеют целый ряд отличий, которые необходимо учитывать при обучении иностранному языку.
Не случайно в законе о государственной молодежной политике в Волгоградской области в статье 2 ставится задача о поддержке и социальной адаптации молодых граждан, испытывающих проблемы с интеграцией в обществе. Согласно статистике, в среднем 8 % жителей нашей планеты имеют врожденные или приобретенные ограничения жизнедеятельности, один из десяти человек страдает от физических, умственных или сенсорных дефектов и не менее 25 % всего населения страдают расстройствами здоровья.
В связи с модернизацией российского образования актуальным становится вопрос компетентностного подхода в обучении. Среди ключевых компетенций важное значение имеет коммуникативная компетенция. Эта компетенция означает овладение всеми видами речевой деятельности, культурой устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения. Проще говоря, коммуникативная компетенция заключается в умении общаться.
Методическая система, по которой я работаю, уже в течение нескольких лет позволяет успешно решать проблему «Формирование компетентностей учащихся в условиях личностно-ориентированного обучения на уроках химии». Для себя определила название своей системы работы, как «Один плюс два, плюс один». Постараюсь более подробно изложить ее суть.
Я работаю учителем начальных классов двадцать восемь лет. Мне всегда было интересно в моей профессии изучать и применять новые образовательные технологии, узнавать что-то новое и увлекательное, чтобы сделать свои уроки насыщенными, продуктивными, современными. Я стараюсь работать так, чтобы дети захотели получать предложенные им знания, учились добывать их сами и умели применять их в новых условиях и в реальной жизни. Главная цель моей педагогической деятельности состоит в том, чтобы заинтересовать детей.
Использование современных инновационных образовательных технологий, методов, приемов – это объективная необходимость и условие достижения высокого качества современного образования.
Специфика учительской профессии заключается в постоянном деятельном контакте с другими людьми. Работа педагога направлена на формирование личности ученика, выработку определенных правил поведения, на интеллектуальное развитие в целом. Преподавателю необходимо обладать не только психологическими и профильными знаниями, но и навыками профессионального общения, владеть культурой речи, которая, в конечном счёте, является культурой мысли.
Согласно Концепции модернизации российского образования образовательное учреждение должно "формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования". Под компетентностью понимается способность, необходимая для эффективного выполнения конкретных действий и достижения требуемого результата в конкретной области деятельности. Компетентность включает специальные знания, навыки, способы мышления, а также принятие ответственности за свои действия.
В течение последних трех десятилетий использование современных технических средств стало глобальным явлением образовательной и информационной культуры, которое изменило подход к образованию во многих странах мира. В нашей стране только в последнее десятилетие информационные образовательные технологии получили интенсивное развитие, но уже уверенно стали завоевывать свое место в образовательном процессе вместе с традиционными формами обучения. Среди них все чаще мы начинаем говорить о дистанционном обучении, одном из самых свободных и простых методов обучения.
Одна из технологий, которую я использую — проектная технология — это образовательная технология, нацеленная на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизнью, формирование у них специальных умений и навыков. Использование этой технологии в начальной школе имеет свою специфику. Требования к проектированию, в общем, самые простые, и главное из них — исходи из ребенка. Все темы, предлагаемые в качестве проектных, должны быть посильны пониманию ребенка. Чем меньше ребенок — тем проще проект.
Совершенно отсутствует в нашей школе принцип междисциплинарного обучения – МДО. Каждый учебный курс – сам по себе, всё разрозненно, разорвано. У каждого школьного предмета – своя отдельная, ни с чем другим не согласующаяся программа. Вот и получается у наших детей в голове «мозаика» в виде отдельных кусков и фрагментов, а единой картинки не складывается.
В условиях модернизации общего среднего образования особую актуальность приобретают те направления, содержание которых обеспечивает развитие познавательной активности и самостоятельности мышления учащихся. Необходимо создание образовательного пространства, направленного на формирование личности, подготовленной к эффективной профессиональной деятельности в условиях растущей интеллектуализации производства, перехода к экономике, основанной на высоких технологиях.
Изучение географии во вспомогательной школе имеет большое коррекционное значение. Географический материал в силу своего содержания способствует развитию наиболее слабых сторон познавательной деятельности умственно отсталых детей: внимания, наблюдательности, умения сравнивать и анализировать наблюдаемые предметы, явления, понимать их причинно-следственную зависимость.