Эссе учителей и педагогов

Эссе "Образование в России" [68] Эссе "Я - педагог" [358]
Эссе "Размышления об образовании" [77] Эссе "Образование в моей жизни" [11]

В 2014 году редакцией «Российской газеты» было инициировано проведение очередного (XIV-го) Международного Пушкинского конкурса для учителей русской словесности ближнего и дальнего зарубежья. Тема учительских эссе звучала так: «Пушкин. Интернет. Базар. Кто же настоящий учитель русского в моей стране?» На первой странице Положения конкурса было сказано, что «желающими изучить русский язык сегодня движет не только интерес к русской культуре, но и прагматизм». 

28.03.2015

Стандарты первого поколения, выполнив свою основную  функцию — создание  единого информационного поля на всей территории нашей страны и подготовив базу для нового уровня образования, стали в какой-то степени тормозить конкурентоспособность и образовательной системы, и выпускников. Вместо того, чтобы заниматься огранкой бриллиантов, мы  занимались шлифовкой булыжников, если можно так образно выразиться. 

Я работаю в школе и по совместительству тренером-преподавателем в ДЮСШ «Ланс». Время летит незаметно: вот уже как пять лет как я в этой профессии. Многое уже изведал положительного и отрицательного в профессии «учитель»: счастливые детские глаза, стремящие познать как можно больше в твоем уроке или тренировке, падения и травмы детей, опустошенный взгляд. Отдаешь много сил на воспитание и обучение детей. Но за пять лет работы в своей профессии не разочаровался. В прошлом году, участвуя в конкурсе, я писал эссе на тему: «Мои первые шаги в профессии, или Профессия, которую я выбрал».

Бальзак утверждал: «Успех одного отважного человека побуждает к рвению и мужеству целое поколение». Образы и суждения героев сопровождали человека всю оставшуюся жизнь. Оттуда и живут в нас до смерти не всегда осознаваемые жизненные установки: «Один за всех и все за одного», «Сам погибай, а товарища выручай», «Кто, если не ты?». А если эти установки живут в человеке, значит, они его строят, поддерживают, направляют.

Люблю смотреть на звёздное небо. Не знаю почему, но всякий раз мой взгляд притягивают россыпи звёзд. В них кроется какая-то загадка, какая-то тайна, которую хочется разгадать. Я думаю о том, что когда-то на эти вечные звёзды смотрели Пушкин, Лермонтов, Толстой, Булгаков. Есть нечто общее между звёздами и русской литературой: к тому и к другому хочется возвращаться вновь и вновь.

Моя педагогическая философия? Никогда не задавалась таким вопросом.… Попробую ответить и, наверное, в первую очередь себе. С детства не вставал вопрос: «А кем я буду?». Я росла в учительской семье: бабушка – учитель начальных классов, ее муж – учитель истории. А потом и мои родители, незаметно стали учителями. Отец поступил получать второе образование в педагогический институт и пошел работать в школу, а затем и мама, технолог швейного производства, казалось бы,  далека от профессии – учитель, тоже оказалась в школе. И, я думаю, что это предрешено свыше, что я стала учителем.

Я, как и любой педагог, стремлюсь научить детей тому, что знаю сама. Стараюсь сделать так, чтобы дети тянулись и стремились к лучшему, впитывали, как губка, всю позитивную информацию и развивали в себе потребность в ЗОЖ. Это трудно, очень трудно! Ребенка надо увлечь, заинтересовать, показать положительный пример и свести детскую энергию в русло физического здоровья.

Школьное образование, полученное на селе, желание работать там, где выросла, и почти 20-летний стаж работы учителем русского языка и литературы в поселке городского типа — вот мой багаж педагогического опыта.

Два года назад я впервые переступила порог детского сада. После работы в школе всё было непривычно. Распорядок дня, прогулки, сон… Большое впечатление произвели занятия в подготовительной группе. Дети, в свои шесть с хвостиком, решали задачи, работали со знаками больше - меньше, выделяли согласные-гласные, составляли по схемам слова…. Первая мысль: «Что это? Сад? Школа?»

Здравствуй, школа! Здравствуйте, дети! Начинаем наш урок! И так каждый день, месяц, год… Так уже 29 лет, но ни один год не похож на другой.

А особенным я считаю в своей практике год 2006... Год тяжёлый, я осталась одна с детьми. Два студента и один школьник-пятиклассник.

Вот и подошел к концу еще один учебный год... Начался отпуск, летние каникулы и, казалось бы, пора расслабиться и дать отдохнуть своему напряженному сознанию, однако тело и мой дух четко говорят: «Покой нам только снится»…

Учитель прикасается к вечности: никто не может сказать, когда кончится его влияние.

Дж.П. Лауренс

Вера. Надежда. Любовь.
На мой взгляд, эти слова очень точно отражают внутренний мир учителя. Ведь каждый учитель верит в своих детей, надеется на лучшее, любит…

Пишу самой себе письмо в будущее.

Хочу провести меленький эксперимент.

Интересно, что меня ожидает лет через 20? «Хоть глазочком заглянуть бы, заглянуть …»

Отправляю свое эссе на конкурс и на свой e-mail. Как обещают авторы сайта «Письмо в будущее», мое послание придет в назначенный срок.

Для меня понятие «образование» всегда ассоциируется со словом «школа», потому что именно здесь, в школе, мы, придя в первый класс, начали постигать азы знаний. Перед нами с каждым днём всё шире и шире распахивался огромный мир, наполненный сиянием солнца, мерцанием звёзд, удивительными открытиями, интересными фактами… А связующим звеном между этим увлекательным миром и нами, учениками, стал учитель, который терпеливо укреплял в нашем сознании мысль о необходимости приобретения знаний обо всём, что нас окружает.

На данную тему сказать можно очень многое. В каждой стране, в каждом городе свой подход к детям, своя методика обучения. Да даже если взять разные школы из одного города, тут также в каждом образовательном учреждении своя, так скажем, атмосфера. 

Образование… Сначала мы получаем его в семье и в школе, в ВУЗе…
Потом мы занимаемся самообразованием всю жизнь, потому что мы –учителя… А как вести образовательный процесс с современными учащимися?..

Мир не идеален. К такому выводу я пришла, когда в очередной раз сидела за уроками. Он так не идеален, что аж жутко. И все смирились с этим, а я не хочу. Не хочу, так как что-то изменить в силах каждого из нас. Хоть капельку в море, песчинку в пустыне, звездочку в Галактике. Тогда мир хоть на малую часть, но станет лучше. С чего бы начать? Раз я сижу за уроками, тогда начну, пожалуй, со школы и с образования в России. 

«Не идите в школу без души!» Я написала бы эти слова при входе в каждый педагогический вуз. Из всех профессий профессия учителя, пожалуй, единственная, где невозможно работать без самоотдачи и без души. Хотелось бы, чтобы это понимали все, кто связывает свою судьбу с педагогикой. Никакими надбавками, премиями невозможно завлечь на работу в школу: там остаются работать только энтузиасты, которые видят в этом свое призвание. Детские души очень тонко чувствуют фальшь, их невозможно обмануть. Можно лишь утаить какую-то ненужную им информацию, скрыть свои переживания, недосказать, сыграть перед ними роль. Учитель должен быть немного и любителем своего дела, и артистом, и психологом.

Любое поверхностное знание неполно, а значит, не даст глубокого восприятия информации. Чтобы научиться понимать что-либо глубоко, сначала надо научиться образному восприятию. Люди же всё время пытаются привязать образ к конкретному слову или же понятию. Хотя образование означает формирование образа, то есть умение мыслить образно.