Эссе "Образование в России" [68] | Эссе "Я - педагог" [358] |
Эссе "Размышления об образовании" [77] | Эссе "Образование в моей жизни" [11] |
Происходящие в настоящее время изменения в общественной жизни предполагают гуманизацию образовательного процесса, обращение к личности ребенка, направленность на развитие его лучших качеств. В связи с этим обучение должно быть развивающим, направленным на формирование познавательных интересов и способностей.
Каким должен быть современный учитель? Сегодня точного ответа нет ни у кого. Когда в детстве я мечтала стать учителем, все было так просто и ясно. Учитель передает знания детям и воспитывает в нас личность. Но вот я закончила ВУЗ, пришла в школу, попыталась все свои знания передать детям, а ничего не получилось.
С 1 сентября началась апробация нового федерального государственного образовательного стандарта для старшеклассников. Ничего хорошего из рук нашего Минобрнауки ждать не приходилось во все времена. Впрочем, благодаря, открытому письму министру образования и науки от Сергея Волкова, известного московского учителя русского языка и литературы и по совместительству главного редактора журнала «Литература», а также активной позиции нашей общественности, стандарт все-таки освободили от ряда сомнительных положений, которые содержались в его проекте, а-ля освобождения старшеклассников от обязательного изучения литературы, русского языка, истории и математики.
Именно такой учебный год у меня закончился. «Мои мальчишки» сдали экзамены за курс основной общей школы. Сдали экзамен по русскому. Сдали на «5». Все трое! И я горжусь ими. Не результатами, а именно ребятами. Ибо сам экзамен — это легкий этап испытаний. Гораздо труднее было «до»...
Поздняя осень. Дует холодный пронизывающий ветер. На окоченевшем небе тяжело переваливаются с боку на бок озябшие тучи. От резких порывов ветра в воздух поднимаются ворохи листьев, то внезапно припадая к окнам, то с шумом отрываясь от них и исчезая в пыльной круговерти. В унисон ноябрьской сюите в классе звучат «Сибирские рассказы» А.Г. Приставкина...
Все началось не «в первый погожий сентябрьский денек», а гораздо раньше. На дворе золотая осень, я с трепетом вхожу в новую школьную жизнь. Что скажу я своим ученикам? Найду ли нужные слова? Какие вы, мои ученики?
Я работаю в Воронежском юридическом техникуме преподавателем, явлюсь куратором. До настоящего времени была куратором 5 групп студентов, обучающихся по специальностям: "Правоведение", "Право и организация социального обеспечения", "Экономика и бухгалтерский учет".
Книжный магазин чем-то напоминает мне музей. Яркие переплеты, подарочные издания, книги для всех и на любой вкус! От азбуки до сложной технической литературы. Глаза разбегаются от разнообразия, пытаюсь найти ту книгу, которая сейчас самая нужная. Ведь для меня наступил действительно особый момент жизни. В чудесный осенний день, как и для множества первоклассников, я впервые вхожу в школу.
Образование «вчера» я, конечно, связываю со своими школьными годами. Я поступила в школу в 1987 году. В своем городе мы были первые «шестилетки». Учились в детском саду. Утром занятия, а после обеда сон, прогулка и игры. Я понимала, что уже в первом классе, старалась хорошо учиться. Весь наш класс учился с удовольствием. Все любили свою первую учительницу — Галину Андреевну Зайчухину.
Жизнь — это книга… Повествование с бесконечным количеством сюжетов и финалов. Каждая страница — кусочек души, частичка общего и очень важного. Того, что мы подразумеваем под «разумным, добрым и вечным»… Когда я много лет назад впервые вошла в класс, чтобы учить, а не учиться, мне сразу стало легко и просто жить — кроме яркого переплета еще ничего не было! А значит, все было в моих руках.
Я — педагог, учитель математики. С детского сада мечтала учить детей. В то время учительницу представляла себе в коричневом костюме и большим черным портфелем прямоугольной формы, обязательно очки на кончике носа, небольшой каблук, а на голове пучок сложенных волос. Это был мой идеал в то время современной, успешной женщины.
С раннего детства мы привыкли слышать от родителей наставления о важности получения образования. Эта мысль автоматически транслируется и нашим детям. При этом совсем не многие задумываются о том, каким быть учителю сегодня. Зато этот вопрос волнует самих флагманов образовательного процесса. Должны ли мы, избравшие тернистый и увлекательный преподавательский путь, яростно насаждать в головы детей научные постулаты, минуя самую главную науку — любовь к ближнему своему? Или при правильном отношении к делу процесс усвоения знаний пройдет естественно и непринужденно, было бы задано верное направление, оказана своевременная помощь в виде сотворчества и сотрудничества? Иногда сама жизнь лучше любых педагогов преподает такие уроки, которые навсегда становятся твоими нравственными ориентирами…
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» толкует образование как «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства» [1]. А целью основного общего образования становится формирование гармонично развитой личности, вооруженной необходимыми знаниями, умениями и навыками для профессиональной деятельности.
Что такое депрессия, я ощутила, когда меня волею судьбы занесло в коррекционную школу-интернат VII вида. К тому времени, учитель по образованию и воспитатель по жизни, имея двадцатилетний опыт воспитательной работы и двух взрослых дочерей «обучающих» меня некнижной подростковой психологии, я считала себя асом педагогической работы… с обычными детьми.
Пробегая в памяти прошедшие годы, я не раз задумывалась над тем, как причудливо может распоряжаться человеком судьба. Во всяком случае, так произошло с моим педагогическим поприщем. Так случилось, что вся моя сознательная жизнь была тесно связана со школой, тем миром, который я знаю, люблю и, надеюсь, была и буду его неотъемлемой частью еще много лет.
Я учитель математики. И испокон веков математика характеризуется как сложная, серьезная наука. Сейчас у большинства учащихся мотивация к изучению данного предмета вызвана, главным образом, обязанностью сдать выпускные экзамены. И очень жаль, что лишь малое количество учеников по-настоящему заинтересовано математикой, лишь немногие получают искреннее удовольствие от нахождения верного результата, ответа или от доказательства некоторого утверждения после долгого хода рассуждений, цепочек следствий, выводов.
Знания в курсе математики я рассматриваю не как самоцель, а как средство развития мышления ребят, их творческих способностей и мотивов деятельности. Поэтому необходимо ставить перед собой цель — обеспечить необходимый и достаточный уровень усвоения систематизированных знаний по математике через исследования, которые, возможно, приведут школьников к стремлению к самообразованию и самореализации каждого из них как личности.
Я, молодой педагог иностранных языков, преподаю в общеобразовательной школе Смоленска английский и немецкий языки. С удовольствием хожу на работу. Ведь каждый день, готовясь к урокам, я постигаю все новые и новые неизведанные мною пока горизонты детской личности. В основном мне приходится работать в начальной школе, где я имею возможность побыть ребенком, окунуться в лучезарный мир детства и поиграть вместе со своими учениками в веселые занимательные лингвистические игры.
Да, действительно, столько профессий в мире, а выбрала именно эту — быть воспитателем. Почему, спросите вы. Быть воспитателем я решила еще в далеком детстве. Моя бабушка, Мария Алексеевна работала воспитателем в детском саду. Я наблюдала, как работала бабушка, как она проводила беседы с детьми, организовывала занятия и уже тогда я решила быть воспитателем.
Как известно, в 2011 году начата масштабная реализация проекта модернизации образования Российской Федерации. С тех пор педагогам все чаще родители, учащиеся да и просто знакомые задают один и тот же вопрос: «Зачем все это нужно, если и раньше наше образование было качественное, считалось одним из лучших в мире?». Ответ в данном случае тесно связан с личным отношением учителя к предстоящим изменениям в образовании. Что же? Попробую разобраться в своем отношении к данному вопросу.