Эссе учителей и педагогов

Эссе "Образование в России" [68] Эссе "Я - педагог" [358]
Эссе "Размышления об образовании" [77] Эссе "Образование в моей жизни" [11]

В последнее время в нашей стране наблюдается очевидная тенденция к снижению интереса к учебному процессу не только у школьников, но и у студентов. И если студентов еще можно мотивировать получением диплома, то заинтересовать школьников становится с каждым днем все сложнее и сложнее. К чему только мы учителя не прибегаем, какие только совместно с родителями ухищрения не применяем, чтобы ребенок проявил интерес к учебе! Но где изменения? Проще, конечно же, сказать, что "молодежь нынче такая", но мне кажется, и я не одинока в своем мнении, что корень сложившейся проблемы кроется в самой образовательной системе, так как она не совсем отвечает сегодняшним потребностям и интересам нынешнего молодого поколения.

15.07.2014

Передо мной на компьютерном столике стоит фотография. Черно-белая, с царапинами и обломанными уголками. Остановленный на ней с помощью фотомагии краткий миг бытия успел выцвести и пожелтеть под лучами жарких минувших лет и ветров перемен, бушующих в нашем мире. На фотографии крупным планом запечатлена молодая девушка – черноволосая, с копной непокорных локонов. Она сидит за столом, под разлапистым фикусом, склонившись над ученическими тетрадями…

"Тот, кто обращаясь к старому, способен открывать новое, должен быть учителем" - слова эти принадлежат Конфуцию, древнему китайскому мыслителю и философу, который прославился как первый профессиональный педагог. Нельзя не согласиться с автором данного высказывания, так как по прошествии веков острота и точность этих слов не потускнела. Ведь сколько бы мы не пытались, но роль учителя сложно преуменьшить. Педагог является одним из ключевых звеньев во всей системе образования.

Наверно у каждого человека есть своя мечта. Самая заветная, к которой стремишься, пытаешься воплотить в жизнь. В моей жизни есть такая мечта. С самого детства в моем сердце живет только одна мысль – стать учителем. И все это не напрасно.

Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян. 
Дмитрий Менделеев

Я стою и смотрю на детские рисунки, расположенные на стендах, мольбертах и планшетах. Передо мною экспозиция очередной итоговой выставки «От 4-х до 6-ти». Здесь представлены лучшие художественно-графические работы детей нашего детского сада за прошедший учебный год. Любуюсь красивыми переливами красок на рисунках, выполненных в технике «по-сырому листу». А вот необыкновенные фантастично-изогнутые ветвистые осенние деревья, нарисованные ватными палочками. А это космос и подводный мир, появляющиеся из процарапанных стеком и зубочисткой разноцветных линий и пятен. Мне нравятся портреты кошек и котов, чьи бумажные головы в технике «оригами» дополняют нарисованные восковыми мелками туловища. Необыкновенно выглядят летние пейзажи, где изображение создается свечой и акварелью. Легким и пушистым кажется снег в зимнем лесу, пропечатанный поролоновой губкой.

Мы педагоги!

Громко это сказано,

Но этим можно лишь гордиться,

И может быть судьбой предсказано,

Нам педагогами родиться.

Позавчера

Период моего личного посещения образовательного учреждения в качестве ученицы выпал на чудесные, овеянные переменами 1980-1988 учебные годы.

Всё живое на земле растёт, развивается, тянется к свету – у мёртвых всё это позади, у них нет завтрашнего дня, нет будущего. Вот почему человек, пока он жив, должен заботиться о своей судьбе. И чем раньше ты это поймёшь, тем лучше!

Современный образовательный процесс требует от учителя и современного подхода к личности ученика. Развитие самостоятельной деятельности учащихся является одной из основных составляющих современного образовательного процесса.

В своей работе я хотела бы затронуть проблему образования в первом классе. Много лет проработала учителем начальных классов и знаю, как трудна работа учителя с первоклассниками. Но именно, от него, от первого учителя зависит дальнейшая жизнь учеников и учителей в школе. Помочь детям научиться учиться и при этом, сделать их жизнь в школе захватывающей – вот сложная задача учителей, взявших детей после детского сада.

Я работаю учителем начальных классов. 47 лет занимаюсь этим благородным трудом, который приносит мне радость. Мне посчастливилось работать по разным программам. С развитием науки менялось и образование. Я хочу вернуться в прошлое, на примере работы в первых классах показать развитие нашего образования.

Образование... Образованность... В повседневной жизни мы так часто употребляем выражения «образованный человек», «высшее образование», «сфера образования», и так редко задумываемся, а что такое образование в частности. К примеру, для кого-то образование – эталон культурного развития и многие полагают, что образованный человек непременно будет отличаться высокими моральными устоями. Иные считают наличие образования неким пропуском в мир успешной карьеры. Для других образование – это показатель принадлежности к определенному, с позволения сказать, клану знатоков в той или иной научной сфере.

В одном городе жили по соседству пятеро друзей. Ходили вместе в школу, играли вместе в футбол. Гоняя как – то мяч по двору, один крикнул другому, что он никакой не футболист: его и заменяют часто, и дыхалка у него слабая, да и голов – то он забить не может, в общем, не его это дело. Загрустил мальчишка и перестал с того времени играть в футбол с ребятами. Звали его все Веня.

Это волнует многих людей уже на протяжении долгого времени, причём, не только педагогов, но и родителей, самих детей. Давайте зададим себе вопрос: а вообще можно научить любить? Думаю, что научить любви невозможно, но создать предпосылки для развития особых качеств души и комфортные условия, при которых сформировалось бы желание заниматься любой учебной дисциплиной и стимулировался позитивный настрой в овладении определённым кругом знаний, можно и даже совершенно необходимо. Ведь любишь что? То, что понятно, легко. Но, исходя из своего жизненного опыта, мы можем констатировать, что не каждый педагог, в том числе и филолог,- постараюсь написать о проблемах, встречающихся именно в практике учителя русского языка и литературы, поскольку таковым являюсь,- может подать информацию тонко, изящно, вкусно. Зависит ли это от сложности учебного предмета? Всё – таки, мне кажется, что нет – дело здесь совсем в другом. Попробуем разобраться в этой нелёгкой проблеме.

Я выросла в семье педагогов. Они были таковыми по призванию. Отец, Власов Михаил Мефодьевич, прошел всю Великую Отечественную войну, остался жив, стал учителем биологии и всю жизнь посвятил опытной работе, селекции новых сортов растений вместе с ребятами. Они добивались больших результатов, работая совместно с профессорами сельскохозяйственного института. Мама, Кузьмина Екатерина Ивановна, восстанавливала с 1943 г. уничтоженный фашистами наш древний город Великие Луки, после Победы училась и преподавала ребятам в школе историю. Сохраняя память о страшной войне, встречалась с ветеранами, вела поисковую работу. Итог деятельности – создание музея 3-ей Ударной армии, которая освобождала наш город. 

Образование всегда следует за государством, а точнее за его политикой. Оно все время выполняет государственный заказ. И от того каким он, заказ, будет, такое образование мы и получим.

«Навещая знакомый берег,

Отрешенно гляжу на взморье,

Возвращаясь на пепелище,

Осязаю рубеж времен,

Ни о прошлом, ни о грядущем,

Не рассказывает безмолвье,

Черепки отгремевших пиршеств,

Парафиновый Парфенон»

(«Корабль моих упований» М. Щербаков)

Моя школа… Она встретит меня 1 сентября уже в восьмой раз, но каждый год я прихожу в «новую» школу. Почему? Просто каждый учебный год преподносит нам сюрпризы. К счастью, пока все они хорошие. Именно поэтому я хочу рассказать о своей родной школе.

Для моего поколения «быть учителем» имело глубокий, даже философский смысл. Каждая девчонка, да и некоторые мальчишки хотели быть учителями, это было престижно, это было нужно. Эту профессию уважали, на учителя глядели с благоговением, считали, что учитель знает всё, умеет ответить на любые вопросы. На учителя равнялись, к нему шли за советом. В детском саду я со своими подружками играла «в школу», мечтала быть учителем, поэтому, когда наступило время выбора профессии, я ни капли не задумываясь, пошла учиться в педагогическое училище имени Ф.И. Панфёрова в городе Вольске, а потом училась в институте города Балашова.