Эссе "Образование в России" [68] | Эссе "Я - педагог" [358] |
Эссе "Размышления об образовании" [77] | Эссе "Образование в моей жизни" [11] |
Нас все воспринимают по-разному. Одни, найдя нечто особенное, зовут нас поколением «индиго». Другие, вовсе ничего не обнаружив, окрещивают «потерянным» поколением. Тогда как мы поступаем точь-в-точь как многие молодые люди веками прежде – оканчиваем школы и идём в университеты. И пусть в генеалогическом смысле понятие «поколение» слишком размытое (определить хронологические рамки, и тем более сущностные черты очередного Generation нелегко), с бюрократической точки зрения здесь всё однозначно.
Вот и лето… Вот и прошел еще один школьный год. Наступило время, когда подводятся итоги минувшего года. Да, именно так, я не оговорилась. Я преподаю в школе около 30 лет и уже мыслю по - школьному. Год для меня, как и для всех учителей, начинается не 1 января, а 1 сентября, заканчивается не 31 декабря, а 25 мая, когда звенит для выпускников Последний школьный звонок. Как Президент нашей страны накануне Нового Года обращается к народу и говорит о том, что удалось в уходящем году и какие задачи ставятся на новый год, так и я попробую рассказать вам, чем я живу, как работаю, что у меня получается.
…Я – Педагог, Воспитатель, Проводник ребенка в огромном окружающем его мире. Проживая рядом день за днем, я помогаю своим воспитанникам открыть волшебные двери в удивительный мир чарующих звуков, невероятных цветов и оттенков, разнообразных предметов живой природы и рукотворного мира, бескрайней Вселенной… Вместе со мной мои маленькие воспитанники постигают первые, но самые важные жизненные ценности: пойми и прими мир таким, каков он есть и существует много столетий, но все в твоих руках и уже даже сегодня ты можешь начать его менять… Видишь, птица осталась без корма – давай построим ей дом и поможем выжить холодной зимой, слышишь, твои маленькие друзья спорят по поводу игрушки – помоги им разобраться в сложной ситуации, чувствуешь, музыка навевает на тебя печаль – давай погрустим вместе, ведь в нашей жизни есть место как для радости, так и для грусти…
Я в центре внимания ... На меня смотрят десятки глаз. Голубых, зеленых, карих ... Внимательных, умных, наивных, безразличных ... Разных.
Я - актриса? Я на сцене? Нет! Я - педагог! Я - преподаватель!
Одно «смекалистая» родительница заметила, что явление инкубанизации возрождается благодаря введению школьной формы. Спорный вопрос. Мнение учительской когорты никак не совпадало с мнением когорты родителей. Противоборство двух противоположных взглядов рождало столкновение эмоций.
– Здравствуйте, Юлия Викторовна!
– Здравствуй, здравствуй. Проходи, рассказывай.
Я внимательно смотрю на тебя, а ты всё время меняешься. Мальчик, девочка; карие, серые, голубые глаза; робость, задиристость, доброта, любознательность; двойки в дневнике, четвёрки, пятёрки; танцы, футбол, рисование, прогулы; пятый, седьмой, десятый класс… В любом случае, ты здесь, чтобы задать мне самые неудобные вопросы, которые взрослые давно перестали задавать из тактичности, понимания ситуации или просто, потому что им неинтересно. Что ж, спрашивай, я постараюсь ответить честно.
И снова та же улица, и та же аллея, и тот же дом, и те же ступеньки. Моя родная школа. Последний звонок, счастливые лица одноклассников. 1985 год… Я на пороге жизни. Куда пойти учиться дальше? Как не ошибиться в выборе профессии? Пожалуй, эти вопросы не были для меня сложными.
Народная мудрость гласит, что «человеку в жизни должно повезти трижды: у кого родиться, у кого учиться и на ком жениться». Отсюда мы видим, что учитель занимает одну из самых важных ролей в жизни каждого человека. Мы все помним свою первую учительницу и школьные годы, которые у многих определили дальнейшую жизнь.
«Новой школе – современный учитель!» – в моём воображении «юноша бледный со взором горящим» [1] поставил восклицательный знак в конце каллиграфически выведенной строки и отложил перо. А я задумалась... Насколько новой является наша «новая школа»? Что принципиально изменилось со времён Яна Амоса Коменского? Каким должен был быть учитель в школе, не современной для меня? Ответы на эти вопросы могли бы дать ключ к пониманию образа современного учителя.
Десятый год я работаю над проблемой «Экологическое образование и воспитание на уроках химии и биологии». Почему я выбрала эту тему? Во-первых, вопросы экологии актуальны на сегодняшний день, и не говорить о них нельзя, поскольку от их решения зависит судьба всего человечества. Во-вторых, эта тема интересна для детей. Парниковый эффект, глобальное потепление климата, кислотные дожди, накопление в почве токсичных металлов и пестицидов и т.д. «Что это такое? Как и почему происходит? Как избежать этого?», - вот вопросы, которые возникают у детей, когда они слышат о глобальных проблемах человечества. И наша задача – дать объяснения, и вместе с учащимися прийти к необходимым выводам.
Работая учителем, с каждым годом всё отчётливее осознаёшь, что эта профессия архиважна и является ключевой для современного общества. Важность этой профессии, в свою очередь, накладывает неимоверную ответственность на педагогов. И все эти громкие слова, так и оставались бы ни к чему не обязывающими фразами, если бы не реалии сегодняшних дней. Наряду с тем, что молодые люди, вышедшие из стен школы, должны быть полностью социализированы, не менее значимую роль занимает здесь патриотическое воспитание и гражданская ответственность.
Тогда, в далеком прошлом, в суровые времена династии Рюриковичей и в великолепный век царской Романовской России, когда образование начинало свой нелегкий путь от скамьи в уютном доме отца – помещика и от приглашения чопорных немецких гувернанток, считающих себя значимыми и важными для воспитания и обучения молодых девиц, до специализированных классов мальчиков – гимназистов в темно-синей форме из титулованных семей, и девушек дворянского происхождения, изучающих науку в Смоленском институте. Тогда.…
(Учители устар.) Лицо, занимающееся преподаванием какого-нибудь предмета в низшей и средней школе, преподаватель, школьный работник. || Вообще лицо, обучающее, учащее чему-нибудь.(Учитель пения. Учитель танцев.), – говорит нам о этой профессии толковый словарь.
Что такое быть педагогом? По-моему мнению, профессия педагога требует психологических, физических и умственных затрат. Кроме того необходима полная самоотдача. Ведь без этого невозможно ощутить всю сладость в преподавании. Педагог должен быть хорошим психологом, который способен заметить человеческие качества в своих учениках.
Прошел еще один учебный год… Он был непростым, насыщенным событиями, которые невольно, но навсегда запечатлеются в памяти. «Я – классный руководитель» - только сейчас могу до конца осознать всю значимость этой фразы. Мой педагогический стаж невелик – всего три года, два из которых я являюсь классным руководителем уже седьмого класса. Казалось бы… только вчера я защищала дипломную работу, только вчера мне торжественно вручали диплом… а сегодня меня каждое утро сбивают с ног дети, радуясь моему приходу на работу.
Приход нового учителя – это всегда событие. Я люблю наблюдать за работой молодых. Им все сразу ясно и понятно. С какой готовностью они берутся за любое дело! И ни вопросов, ни сомнений! Про себя думаю: «Я бы так не смогла…»
Еще за школьной скамьей я с глубоким уважением и восхищением смотрела на своих учителей. Мне очень нравилась их работа. Я всегда мечтала так же как они проверять тетради, рассказывать и объяснять материал, выполнять задания и участвовать вместе с детьми в различных конкурсах. Моя мама тоже была учителем, поэтому часто видела, как она готовилась к урокам: писала конспекты, оценивала контрольные работы, составляла кроссворды. Я ей часто помогала, и особенно мне нравилось проверять тетради и красной ручкой ставить оценки. Именно с того времени во мне пробудилась любовь к данной профессии.
Что такое образование? В моем понимании, это и обучение, и воспитание. И одно без другого существовать не может (да и не должно!). Безусловно, в последние десятилетия образование очень изменилось. Наверняка многие из нас скажут, что раньше в школе учили, давали знания, старались воспитать и выпустить Человека. Конечно, и сейчас мы учим, но в большей степени труд учителя направлен на воспитание.
Мое желание стать учителем пришло ко мне из далекого безоблачного детства, наполненного нежностью и любовью ко всем в мире, - из той комнаты с большими окнами, в которой пахло мягкими старинными игрушками, где кудрявые синеглазые куклы с нелепо завязанными разноцветными бантиками на волосах напевали песни про школьные годы, танцуя вальс в праздничных платьях…
Каждый мой рабочий день начинается непросто: нужно завести автомобиль в любую погоду, в любой мороз, чтобы поехать на работу за 17 километров от дома. Я работаю в малокомплектной сельской школе. Здание деревянное с паровым отоплением. Коллектив мой, как в фильме «А зори здесь тихие», - одни женщины, только большинство предпенсионного возраста. Моя мать работала здесь, я - выпускник этой школы, мой ребенок учится здесь. В общем, вся моя жизнь - это школа. Сельскому учителю приходится обладать знаниями профессора, так как он ведет по четыре-пять школьных предметов.