Эссе "Образование в России" [68] | Эссе "Я - педагог" [358] |
Эссе "Размышления об образовании" [77] | Эссе "Образование в моей жизни" [11] |
Приоткрыть дверь в поликультурный мир, побудить желание познать и полюбить его – в этом я вижу цель и смысл деятельности учителя иностранного языка. Для меня главное – видеть в ученике не объект для педагогического воздействия, а партнера в образовательном процессе. Ценю в детях честность, целеустремленность, упорство в достижении поставленной цели, умение признавать ошибки, толерантность.
Свое эссе я хотела бы начать с притчи, которая однажды помогла мне понять, почему я выбрала профессию «Логопед». Однажды на улице я увидел ребенка. Он хотел, есть и дрожал от холода. Я разозлился и обратился к Богу: "Почему ты позволяешь это? Почему ты ничего не предпринимаешь?" Бог ничего не ответил. Но ночью неожиданно раздался его голос: "Я кое-что предпринял. Я создал тебя".
Я - Учитель, и этим горжусь. Сколько себя помню, всегда хотела быть учителем. От общения с детьми получаю огромное удовольствие и их глазами учусь смотреть на мир. Наше взаимное сотрудничество - великая сила, она помогает мне в моих учениках воспитывать Культуру, Интеллигентность, Человечность, а мои ученики учат меня Креативности. Вместе мы создаем творческие проекты и пишем стихотворения, иллюстрируем литературные произведения и создаем авторские тексты, ставим спектакли и обсуждаем просмотренные в театрах премьеры, вместе с литературными героями смеемся, плачем и переживаем, мечтаем и думаем о жизни. Наше общение выходит за рамки школьной программы: нам всегда есть о чем поговорить друг с другом.
На улице стоит ранняя весна. Только-только отступили ненавистные морозы, и вся природа поспешила воспользоваться кратким мгновением тепла – между трамвайных рельсов робко, но вместе с тем упрямо пробивают себе дорогу в жизнь ярко-желтые одуванчики, а ветви деревьев, еще вчера уныло качающие черными ветвями, сегодня уже обрызгались нежно зелеными каплями свежей листвы.
Необходимость пересматривать основы современной педагогики стала особенно остро в наши дни. «Нынешняя молодежь привыкла к роскоши. Она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших. Дети спорят с родителями. Жадно глотают пищу и изводят учителей». (Сократ. 5 век до н.э.) Эти слова были сказаны тысячи лет назад, а кажется, что сегодня. Почему проблемы тысячелетней давности не решены до сих пор? Какие ошибки совершают родители, воспитатели и педагоги из века в век?
Я училась быть учителем с детства… с рождения… Обе мои родные тёти – Педагоги с большой буквы. Мама – педагог по своему состоянию души, по организации своего внутреннего мира, по мироощущению и миропониманию. Так получилось, что я не посещала детский сад – не было мест (знакомая многим современным родителям проблема), поэтому воспитывалась бабушкой, которая тоже была педагогом по «вынуждению» (позволю себе такое словотворчество).
Образование. С одной стороны, такое привычное и простое для меня, педагога с двадцатидвухлетним стажем, понятие. С другой, такое сложное, многогранное, если начинаешь размышлять о его сути. Какой была система образования раньше? И что значит «раньше»? Пять, десять, двадцать лет назад?
На данный момент я являюсь учителем начальных классов одной из самых замечательных школ Тольятти, это школа № 20. Работаю я в ней совсем недавно, всего лишь третий год. У меня замечательные детки, да озорные, каждый со своим характером, но так стремящиеся к знаниям, как маленькие цветочки стремятся все ближе к солнцу. А как все начиналось…
Глядя на современных учеников, вспоминаешь своё школьное детство, свой класс, родную школу. Сейчас, с высоты прожитых лет понимаешь, сколько труда, знания, терпенья должен вложить учитель, чтобы через девять-одиннадцать лет из маленьких детей вырастить взрослых серьёзных людей. Ведь школа - огромный отрезок жизни каждого человека. Осознать это может только благодарный ученик. Как же живёт этот мир?
Что означает на современном этапе развития общества быть хорошим учителем? Может, это означает знать и уметь передать учащимся как можно больше знаний? А может, это значит стать маяком?.. Да, именно маяком!
Никогда не мечтала стать учителем, хотя некоторые девочки в классе этого искренне желали. Мечта была совершенно иной. Но как-то сложилась так судьба, что не сразу решила поступать в педагогический вуз. И все-таки это случилось, и вот я уже выпускница Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого. Будучи еще студенткой, после окончания третьего курса пришла работать учителем в школу-интернат. Это были 90-е, время нестабильности. С чем же я столкнулась, придя работать? Нужно сказать, с точки зрения теории прекрасно знала и методику, и свой предмет. А на практике?
Преподавать французский язык. Необязательный предмет в школе, да еще в качестве второго иностранного языка. Это трудно или легко? Как привлечь и вдохновить учащихся? Попытка ответить и... вдохновиться.
Образование – это создание образа человека, а для этого необходимо «взрастить» смыслы. Приходится признать, что школа не создает ОБРАЗЫ людей, не учит их чувствовать и проживать СМЫСЛЫ жизни. А значит, школа не выдает продукт, она непродуктивна. Почему?
Современное образование требует наличия не только хороших учебных программ, эрудированных преподавателей, технической оснащённости, но и хорошо укомплектованных библиотечных фондов, ведь если в образовательной организации не будет библиотеки, откуда студенты смогут получить литературу по профилю учебного заведения, узнать интересные исторические факты о выдающихся писателях, поэтах, художниках, композиторах, как смогут разобраться в огромном море информации. Только в библиотеке, где всё систематизировано, разложено, как говориться «по полочкам», где каждая книга, брошюра, газета, журнал на своём месте, ответ на любой вопрос, на любую тему можно отыскать в энциклопедиях, словарях, справочниках и учебниках.
Я - педагог? Над этим вопросом меня заставили задуматься Вы, уважаемые организаторы конкурса. Я – педагог?! Вопрос для меня сложный, неоднозначный, проблемный. Мне привычнее называться учителем. Я учу ребят, когда преподаю русский и литературу. Я учу, вернее, поучаю детей, будучи в роли классного руководителя. Педагог и учитель… Есть разница? Конечно, да. И это повод попытаться ответить на проблемный вопрос: я – педагог?..
У прекрасного Бунина есть рассказ «Роза Иерихона». Рассказ о растении, способном годы лежать сухим и безжизненным в отрыве от почвы. Но чудо: стоит положить его в воду, и оно тотчас начинает распускаться, давать листочки, цвет. Нежный цвет! Воистину убедительный образ великой работы учителя: сколько бы ни существовал мир, утратив основы, погружаясь в чистую сферу духовности, он расцветает.
В нынешнем мире компьютеры и различные подобные им девайсы прочно заняли своё место. Они вошли не только в повседневную жизнь обычного пользователя, но и в различные сферы профессиональной деятельности, в частности, в образование. Компьютерная поддержка предназначена для большей заинтересованности и вовлечения учеников в процесс обучения.
В детстве практически каждый ребенок хочет быть учителем, но со временем у большинства это желание пропадает. Остаются только единицы, кто за своей мечтой идет поступать в педагогический ВУЗ или училище.
Действительно ли, что успех школы зависит от успешного директора? Я думаю – да! Разберёмся, что значит быть « успешным»? По толковому словарю это: «заключающий в себе успех, удачу. Успех – это удача в достижении чего-либо, хорошие результаты в работе, общественное признание». Исходя из этого толкования, мы можем выстроить портрет успешного директора.