Вспоминая свои школьные годы, в голове вырисовываются счастливые дни детства. Весеннее солнце освещает школьные коридоры с резвыми учениками. Учитель украдкой наблюдает за ними из класса. И вот — звонок на урок! И вся ребятня с визгом разбегаются по своим кабинетам...
Годы работы в школе многому меня научили: принимать детей такими, какие они есть, быть терпимей к ошибкам других, но требовательней к самой себе, а главное — бережнее относиться к ребятам. Я поняла, что надо учиться воспринимать лучшее, что в них есть, помогая им самим это лучшее в себе увидеть. А для этого учителю надо самому быть личностью, потому что, как писал Ушинский, «…только личность может воспитать личность».
Маленькое село. Новое двухэтажное здание средней школы. Еще не скрипит пол, свежа краска на стенах, ровная штукатурка и белоснежные двери в классы. Дверь открывается, и двенадцать пар пытливых глаз внимательно всматриваются в лицо новому учителю: что за человек? Сможет ли он ответить на все каверзные вопросы? Выдержит ли напор нашего интеллекта? А интеллект, поверьте мне на слово, был. Да еще какой! Счастлив тот учитель, который в начале своего педагогического пути получил вот такой класс в подарок! Знакомлюсь. Оказывается, мое имя знают. Представляются сами: Ирина, Владик, Таня… И вот нетрадиционное — Белла.
Творческий подход в работе педагога – это непрерывный процесс постоянного совершенствования. Только творчество педагога направлено не на создание нового, а на развитие существующего. Педагог вкладывает свои знания и умения в совершенствование личности и знаний своих учеников. Творческий подход не только помогает в работе, но и повышает ее результаты. Поэтому я считаю это актуальным для себя, ведь так важно достигать больших результатов в работе. И считаю актуальным для каждого педагога в нашей стране, ведь от педагогов во многом зависит дальнейшая жизнь их учеников.
«Человек не может по-настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим». Эти слова принадлежат выдающемуся английскому писателю XIX века Чарльзу Диккенсу. А что значит усовершенствоваться? Согласно толкованию С.И. Ожегова, это означает становиться лучше, повышать свои знания, улучшать свои навыки, мастерство в чем-либо, идти вперед».
Я – Кузнецова Татьяна Григорьевна. Моя фамилия относится к той категории фамилий, которые произошли от ремесла или рода занятий человека. Кузнец был одним из самых нужных людей в селении, это было достаточно распространенное ремесло по всей Руси. Соглашусь с мудрой пословицей: "Каждый сам кузнец своего счастья". И я кую свое счастье в педагогической деятельности.
В школьные годы я представить себе не могла, что стану педагогом дополнительного образования по спортивным бальным танцам. Училась в школе маленького города за Полярным кругом, осваивала программу художественной школы, посещала занятия бального танца в Центре детского творчества. Рисование и танцы были моими увлечениями, помогающими развивать и реализовывать творческие способности.
Мое педагогическое кредо.… С чего же начать? Что подтолкнуло меня стать педагогом, почему я сделала этот выбор?
Пожалуй, начну издалека. Вспоминается раннее детство, Украина, лето, каникулы, которые я провожу у бабушки. Мы с ней сидим на открытой веранде, в воздухе витает аромат цветов и яблок, а на столе только что испеченный пирог, прикрытый расшитым полотенцем, рушником, как говорят в Украине. Вышивать мы его закончили только вчера, а сегодня красочные цветы, разбросанные по всему белому полотну, радуют наш глаз и душу: приятно смотреть на то, что сделано твоими руками.
Что для меня образование?.. Долго шла к написанию этого эссе, все обдумывала, подбирала слова, старалась взглянуть на свои мысли и чувства со стороны. И в один прекрасный момент в моей голове возникло четкое осознание моего отношения к образованию. Для меня образование — это образование новой личности. Учителя – это высококвалифицированные инженеры, трудящие в цехах по созданию Личностей. Личностей становящихся субъектами отношений и сознательной деятельности. Личностей — субъектов социокультурной жизни, носителей индивидуального начала, самораскрывающихся в контексте социальных отношений. Личностей добрых, готовых к жизни.
Происходящие в настоящее время изменения в общественной жизни предполагают гуманизацию образовательного процесса, обращение к личности ребенка, направленность на развитие его лучших качеств. В связи с этим обучение должно быть развивающим, направленным на формирование познавательных интересов и способностей.
Каким должен быть современный учитель? Сегодня точного ответа нет ни у кого. Когда в детстве я мечтала стать учителем, все было так просто и ясно. Учитель передает знания детям и воспитывает в нас личность. Но вот я закончила ВУЗ, пришла в школу, попыталась все свои знания передать детям, а ничего не получилось.
Именно такой учебный год у меня закончился. «Мои мальчишки» сдали экзамены за курс основной общей школы. Сдали экзамен по русскому. Сдали на «5». Все трое! И я горжусь ими. Не результатами, а именно ребятами. Ибо сам экзамен — это легкий этап испытаний. Гораздо труднее было «до»...
Поздняя осень. Дует холодный пронизывающий ветер. На окоченевшем небе тяжело переваливаются с боку на бок озябшие тучи. От резких порывов ветра в воздух поднимаются ворохи листьев, то внезапно припадая к окнам, то с шумом отрываясь от них и исчезая в пыльной круговерти. В унисон ноябрьской сюите в классе звучат «Сибирские рассказы» А.Г. Приставкина...
Все началось не «в первый погожий сентябрьский денек», а гораздо раньше. На дворе золотая осень, я с трепетом вхожу в новую школьную жизнь. Что скажу я своим ученикам? Найду ли нужные слова? Какие вы, мои ученики?
Я работаю в Воронежском юридическом техникуме преподавателем, явлюсь куратором. До настоящего времени была куратором 5 групп студентов, обучающихся по специальностям: "Правоведение", "Право и организация социального обеспечения", "Экономика и бухгалтерский учет".
Книжный магазин чем-то напоминает мне музей. Яркие переплеты, подарочные издания, книги для всех и на любой вкус! От азбуки до сложной технической литературы. Глаза разбегаются от разнообразия, пытаюсь найти ту книгу, которая сейчас самая нужная. Ведь для меня наступил действительно особый момент жизни. В чудесный осенний день, как и для множества первоклассников, я впервые вхожу в школу.
Жизнь — это книга… Повествование с бесконечным количеством сюжетов и финалов. Каждая страница — кусочек души, частичка общего и очень важного. Того, что мы подразумеваем под «разумным, добрым и вечным»… Когда я много лет назад впервые вошла в класс, чтобы учить, а не учиться, мне сразу стало легко и просто жить — кроме яркого переплета еще ничего не было! А значит, все было в моих руках.
Я — педагог, учитель математики. С детского сада мечтала учить детей. В то время учительницу представляла себе в коричневом костюме и большим черным портфелем прямоугольной формы, обязательно очки на кончике носа, небольшой каблук, а на голове пучок сложенных волос. Это был мой идеал в то время современной, успешной женщины.
Что такое депрессия, я ощутила, когда меня волею судьбы занесло в коррекционную школу-интернат VII вида. К тому времени, учитель по образованию и воспитатель по жизни, имея двадцатилетний опыт воспитательной работы и двух взрослых дочерей «обучающих» меня некнижной подростковой психологии, я считала себя асом педагогической работы… с обычными детьми.
Пробегая в памяти прошедшие годы, я не раз задумывалась над тем, как причудливо может распоряжаться человеком судьба. Во всяком случае, так произошло с моим педагогическим поприщем. Так случилось, что вся моя сознательная жизнь была тесно связана со школой, тем миром, который я знаю, люблю и, надеюсь, была и буду его неотъемлемой частью еще много лет.