Эссе "Я - педагог"

Люблю смотреть на звёздное небо. Не знаю почему, но всякий раз мой взгляд притягивают россыпи звёзд. В них кроется какая-то загадка, какая-то тайна, которую хочется разгадать. Я думаю о том, что когда-то на эти вечные звёзды смотрели Пушкин, Лермонтов, Толстой, Булгаков. Есть нечто общее между звёздами и русской литературой: к тому и к другому хочется возвращаться вновь и вновь.

17.09.2014

Моя педагогическая философия? Никогда не задавалась таким вопросом.… Попробую ответить и, наверное, в первую очередь себе. С детства не вставал вопрос: «А кем я буду?». Я росла в учительской семье: бабушка – учитель начальных классов, ее муж – учитель истории. А потом и мои родители, незаметно стали учителями. Отец поступил получать второе образование в педагогический институт и пошел работать в школу, а затем и мама, технолог швейного производства, казалось бы,  далека от профессии – учитель, тоже оказалась в школе. И, я думаю, что это предрешено свыше, что я стала учителем.

Я, как и любой педагог, стремлюсь научить детей тому, что знаю сама. Стараюсь сделать так, чтобы дети тянулись и стремились к лучшему, впитывали, как губка, всю позитивную информацию и развивали в себе потребность в ЗОЖ. Это трудно, очень трудно! Ребенка надо увлечь, заинтересовать, показать положительный пример и свести детскую энергию в русло физического здоровья.

Здравствуй, школа! Здравствуйте, дети! Начинаем наш урок! И так каждый день, месяц, год… Так уже 29 лет, но ни один год не похож на другой.

А особенным я считаю в своей практике год 2006... Год тяжёлый, я осталась одна с детьми. Два студента и один школьник-пятиклассник.

Вот и подошел к концу еще один учебный год... Начался отпуск, летние каникулы и, казалось бы, пора расслабиться и дать отдохнуть своему напряженному сознанию, однако тело и мой дух четко говорят: «Покой нам только снится»…

Учитель прикасается к вечности: никто не может сказать, когда кончится его влияние.

Дж.П. Лауренс

Вера. Надежда. Любовь.
На мой взгляд, эти слова очень точно отражают внутренний мир учителя. Ведь каждый учитель верит в своих детей, надеется на лучшее, любит…

Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян. 
Дмитрий Менделеев

Я стою и смотрю на детские рисунки, расположенные на стендах, мольбертах и планшетах. Передо мною экспозиция очередной итоговой выставки «От 4-х до 6-ти». Здесь представлены лучшие художественно-графические работы детей нашего детского сада за прошедший учебный год. Любуюсь красивыми переливами красок на рисунках, выполненных в технике «по-сырому листу». А вот необыкновенные фантастично-изогнутые ветвистые осенние деревья, нарисованные ватными палочками. А это космос и подводный мир, появляющиеся из процарапанных стеком и зубочисткой разноцветных линий и пятен. Мне нравятся портреты кошек и котов, чьи бумажные головы в технике «оригами» дополняют нарисованные восковыми мелками туловища. Необыкновенно выглядят летние пейзажи, где изображение создается свечой и акварелью. Легким и пушистым кажется снег в зимнем лесу, пропечатанный поролоновой губкой.

Мы педагоги!

Громко это сказано,

Но этим можно лишь гордиться,

И может быть судьбой предсказано,

Нам педагогами родиться.

Современный образовательный процесс требует от учителя и современного подхода к личности ученика. Развитие самостоятельной деятельности учащихся является одной из основных составляющих современного образовательного процесса.

В одном городе жили по соседству пятеро друзей. Ходили вместе в школу, играли вместе в футбол. Гоняя как – то мяч по двору, один крикнул другому, что он никакой не футболист: его и заменяют часто, и дыхалка у него слабая, да и голов – то он забить не может, в общем, не его это дело. Загрустил мальчишка и перестал с того времени играть в футбол с ребятами. Звали его все Веня.

Я выросла в семье педагогов. Они были таковыми по призванию. Отец, Власов Михаил Мефодьевич, прошел всю Великую Отечественную войну, остался жив, стал учителем биологии и всю жизнь посвятил опытной работе, селекции новых сортов растений вместе с ребятами. Они добивались больших результатов, работая совместно с профессорами сельскохозяйственного института. Мама, Кузьмина Екатерина Ивановна, восстанавливала с 1943 г. уничтоженный фашистами наш древний город Великие Луки, после Победы училась и преподавала ребятам в школе историю. Сохраняя память о страшной войне, встречалась с ветеранами, вела поисковую работу. Итог деятельности – создание музея 3-ей Ударной армии, которая освобождала наш город. 

«Навещая знакомый берег,

Отрешенно гляжу на взморье,

Возвращаясь на пепелище,

Осязаю рубеж времен,

Ни о прошлом, ни о грядущем,

Не рассказывает безмолвье,

Черепки отгремевших пиршеств,

Парафиновый Парфенон»

(«Корабль моих упований» М. Щербаков)

Я с детства хотела стать учителем. Когда я училась в начальной школе, я приглашала подружек к себе домой, чтобы поиграть в учителя. Я сажала их за стол, открывала одну из своих любимых книг и начинала диктант. Потом я исправляла ошибки и объясняла девочкам правила. Иногда я рассказывала им то, что они не поняли по другим предметам, мы беседовали и искали ответы на вопросы, решали задачи и т. д.

На берегу реки Быстрой примостился когда-то маленький хуторок со сказочным названием Кащеёвка. Жизнь шла своим чередом: рано утром торопились доярки на ферму. Пастух собирал сельское стадо, а тринадцатилетние девчонки спешили в цех по выращиванию шелкопряда. Это были летние каникулы. Детвора не могла просто так сидеть дома: копейка была на счету в каждом доме. Так было ежегодно. Но вот настал момент, когда в руках оказался аттестат. Девчонка, которая грезила с пятого класса стать учителем, сделала решительный шаг навстречу мечте.

Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель.

Адольф Дистервег

В осознанном детстве я всерьез говорила себе и другим, что никогда не буду учителем, так как видела безмерную усталость своей мамы – учителя русского и литературы: усталость от бесконечных проверок тетрадей и дневников, подготовки и проведения внеклассных мероприятий, и замечательной хозяйки – дома всегда было чисто и уютно, а мы сыты и одеты. Но жизнь распорядилась так, что сменив место жительства, из дизайнера одежды я переквалифицировалась в преподавателя художественного отделения школы искусств. Затем устроилась педагогом и организовала арт-студию «Фантазия».

Заканчивая школу, я бредила историей, обожала этот предмет (благодаря учителю истории школы №41 г. Краснодара Дердик Римме Ивановне), но близкие люди дома ехидно сказали: «Ты, что хочешь быть учительницей и работать в школе?» Я сразу отступила от задуманного.

Ребячий мир… Он прост и сложен.

К познанью рвутся малыши!

Так будь же с ними осторожен

И упрекать их не спеши.

Не лезь в те маленькие тайны,

Что им положено хранить,

Иначе ты порвешь случайно

Доверия и дружбы нить.

С. Михалков [1]