Эссе "Я - педагог"

Какие хорошенькие, кто это такой в длинной майке, волосюшки в разные стороны, бровки домиком, на домовёнка Кузю похож – это Миша. А эта пухленькая красавица с косичками – Катя. А эта тоненькая на балерину похожа – Ритуля. Маленькие, глазастенькие, ни детки – ангелочки.

02.07.2014

Что можно сказать о моей профессии? Работу воспитателя, как мне казалось в юности, я знала не понаслышке: мама воспитатель, тётя тоже, прадед учитель словесности и литературы, среди родственников много педагогов. Значит всё знакомо. Но на деле оказалось…

В селе ты не просто порядочный житель,

У всех на виду – твоё имя Учитель…

Строки из этого стихотворения стали визитной карточкой моей учительской жизни, жизни сельского учителя. Среди огромного количества моих родственников нет ни одного учителя. Так почему же я связала свою жизнь со школой?

Вот и лето… Вот и прошел еще один школьный год. Наступило время, когда подводятся итоги минувшего года. Да, именно так, я не оговорилась. Я преподаю в школе около 30 лет и уже мыслю по - школьному. Год для меня, как и для всех учителей, начинается не 1 января, а 1 сентября, заканчивается не 31 декабря, а 25 мая, когда звенит для выпускников Последний школьный звонок. Как Президент нашей страны накануне Нового Года обращается к народу и говорит о том, что удалось в уходящем году и какие задачи ставятся на новый год, так и я попробую рассказать вам, чем я живу, как работаю, что у меня получается.

…Я – Педагог, Воспитатель, Проводник ребенка в огромном окружающем его мире. Проживая рядом день за днем, я помогаю своим воспитанникам открыть волшебные двери в удивительный мир чарующих звуков, невероятных цветов и оттенков, разнообразных предметов живой природы и рукотворного мира, бескрайней Вселенной… Вместе со мной мои маленькие воспитанники постигают первые, но самые важные жизненные ценности: пойми и прими мир таким, каков он есть и существует много столетий, но все в твоих руках и уже даже сегодня ты можешь начать его менять… Видишь, птица осталась без корма – давай построим ей дом и поможем выжить холодной зимой, слышишь, твои маленькие друзья спорят по поводу игрушки – помоги им разобраться в сложной ситуации, чувствуешь, музыка навевает на тебя печаль – давай погрустим вместе, ведь в нашей жизни есть место как для радости, так и для грусти…

Я в центре внимания ... На меня смотрят десятки глаз. Голубых, зеленых, карих ... Внимательных, умных, наивных, безразличных ... Разных.
Я - актриса? Я на сцене? Нет! Я - педагог! Я - преподаватель!

– Здравствуйте, Юлия Викторовна!
– Здравствуй, здравствуй. Проходи, рассказывай.
Я внимательно смотрю на тебя, а ты всё время меняешься. Мальчик, девочка; карие, серые, голубые глаза; робость, задиристость, доброта, любознательность; двойки в дневнике, четвёрки, пятёрки; танцы, футбол, рисование, прогулы; пятый, седьмой, десятый класс… В любом случае, ты здесь, чтобы задать мне самые неудобные вопросы, которые взрослые давно перестали задавать из тактичности, понимания ситуации или просто, потому что им неинтересно. Что ж, спрашивай, я постараюсь ответить честно.

И снова та же улица, и та же аллея, и тот же дом, и те же ступеньки. Моя родная школа. Последний звонок, счастливые лица одноклассников. 1985 год… Я на пороге жизни. Куда пойти учиться дальше? Как не ошибиться в выборе профессии? Пожалуй, эти вопросы не были для меня сложными.

Народная мудрость гласит, что «человеку в жизни должно повезти трижды: у кого родиться, у кого учиться и на ком жениться». Отсюда мы видим, что учитель занимает одну из самых важных ролей в жизни каждого человека. Мы все помним свою первую учительницу и школьные годы, которые у многих определили дальнейшую жизнь.

Десятый год я работаю над проблемой «Экологическое образование и воспитание на уроках химии и биологии». Почему я выбрала эту тему? Во-первых, вопросы экологии актуальны на сегодняшний день, и не говорить о них нельзя, поскольку от их решения зависит судьба всего человечества. Во-вторых, эта тема интересна для детей. Парниковый эффект, глобальное потепление климата, кислотные дожди, накопление в почве токсичных металлов и пестицидов и т.д. «Что это такое? Как и почему происходит? Как избежать этого?», - вот вопросы, которые возникают у детей, когда они слышат о глобальных проблемах человечества. И наша задача – дать объяснения, и вместе с учащимися прийти к необходимым выводам.

(Учители устар.) Лицо, занимающееся преподаванием какого-нибудь предмета в низшей и средней школе, преподаватель, школьный работник. || Вообще лицо, обучающее, учащее чему-нибудь.(Учитель пения. Учитель танцев.), – говорит нам о этой профессии толковый словарь.

Что такое быть педагогом? По-моему мнению, профессия педагога требует психологических, физических и умственных затрат. Кроме того необходима полная самоотдача. Ведь без этого невозможно ощутить всю сладость в преподавании. Педагог должен быть хорошим психологом, который способен заметить человеческие качества в своих учениках.

Приход нового учителя – это всегда событие. Я люблю наблюдать за работой молодых. Им все сразу ясно и понятно. С какой готовностью они берутся за любое дело! И ни вопросов, ни сомнений! Про себя думаю: «Я бы так не смогла…»

Еще за школьной скамьей я с глубоким уважением и восхищением смотрела на своих учителей. Мне очень нравилась их работа. Я всегда мечтала так же как они проверять тетради, рассказывать и объяснять материал, выполнять задания и участвовать вместе с детьми в различных конкурсах. Моя мама тоже была учителем, поэтому часто видела, как она готовилась к урокам: писала конспекты, оценивала контрольные работы, составляла кроссворды. Я ей часто помогала, и особенно мне нравилось проверять тетради и красной ручкой ставить оценки. Именно с того времени во мне пробудилась любовь к данной профессии.

Мое желание стать учителем пришло ко мне из далекого безоблачного детства, наполненного нежностью и любовью ко всем в мире, - из той комнаты с большими окнами, в которой пахло мягкими старинными игрушками, где кудрявые синеглазые куклы с нелепо завязанными разноцветными бантиками на волосах напевали песни про школьные годы, танцуя вальс в праздничных платьях… 

Приоткрыть дверь в поликультурный мир, побудить желание познать и полюбить его – в этом я вижу цель и смысл деятельности учителя иностранного языка. Для меня главное – видеть в ученике не объект для педагогического воздействия, а партнера в образовательном процессе. Ценю в детях честность, целеустремленность, упорство в достижении поставленной цели, умение признавать ошибки, толерантность.

Свое эссе я хотела бы начать с притчи, которая однажды помогла мне понять, почему я выбрала профессию «Логопед». Однажды на улице я увидел ребенка. Он хотел, есть и дрожал от холода. Я разозлился и обратился к Богу: "Почему ты позволяешь это? Почему ты ничего не предпринимаешь?" Бог ничего не ответил. Но ночью неожиданно раздался его голос: "Я кое-что предпринял. Я создал тебя".

Я - Учитель, и этим горжусь. Сколько себя помню, всегда хотела быть учителем. От общения с детьми получаю огромное удовольствие и их глазами учусь смотреть на мир. Наше взаимное сотрудничество - великая сила, она помогает мне в моих учениках воспитывать Культуру, Интеллигентность, Человечность, а мои ученики учат меня Креативности. Вместе мы создаем творческие проекты и пишем стихотворения, иллюстрируем литературные произведения и создаем авторские тексты, ставим спектакли и   обсуждаем просмотренные в театрах премьеры, вместе с литературными героями смеемся, плачем и переживаем, мечтаем и думаем о жизни. Наше общение выходит за рамки школьной программы: нам всегда есть о чем поговорить друг с другом.

Я училась быть учителем с детства… с рождения… Обе мои родные тёти – Педагоги с большой буквы. Мама – педагог по своему состоянию души, по организации своего внутреннего мира, по мироощущению и миропониманию. Так получилось, что я не посещала детский сад – не было мест (знакомая многим современным родителям проблема), поэтому воспитывалась бабушкой, которая тоже была педагогом по «вынуждению» (позволю себе такое словотворчество).

На данный момент я являюсь учителем начальных классов одной из самых замечательных школ Тольятти, это школа № 20. Работаю я в ней совсем недавно, всего лишь третий год. У меня замечательные детки, да озорные, каждый со своим характером, но так стремящиеся к знаниям, как маленькие цветочки стремятся все ближе к солнцу. А как все начиналось…