Педагогов и родителей вот уже не одно столетие мучает вопрос: почему у детей пропадает интерес к учебе? Согласитесь, но многие первоклассники просто рвутся в школу: глаза горят, эмоций — "вагон", интереса к учебе — "воз и маленькая тележка". Но проходит год-два, и интерес иссякает. К пятому классу уже становится трудно заставить делать уроки. А в 11-ом классе услышать от ученика, что в школе интересно и здорово — вообще нонсенс.
Среди большого разнообразия методических приемов, образовательных технологий, стратегий обучения хотелось особое место занимают те из них, которые направлены на развитие критического мышления. В этой статье пойдет речь об одном таких из приемов — ЗХУ: Знаю. Хочу знать. Умею. Что это такое?
Окончание четверти или года у большинства педагогов ассоциируется с малоприятной перспективой потратить день на педсовет. Вот именно, что с малоприятной, и именно — потратить. Ответьте честно, уважаемые педагоги, а чем вы занимаетесь во время педсовета? О, наверняка, большая половина (из тех счастливчиков, которые успеют занять места на задних рядах) ответят, что 2-3 часа, отведенные на педсовет, они используют с пользой: решают кроссворды, проверяют тетрадки, пишут поурочный план на следующую четверть, строчат СМС или заполняют журнал.
Одним из методических приемов, который можно использовать в группах, является прием «Фишбоун». Дословно он переводится с английского как «Рыбная кость» или «Скелет рыбы» и направлен на развитие критического мышления учащихся в наглядно-содержательной форме. Суть данного методического приема — установление причинно-следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами, совершение обоснованного выбора. Дополнительно метод позволяет развивать навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы. Что такое фишбоун?
RAFT-технология — это педагогический прием, направленный на создание письменных текстов определенной тематики. Творения могут различаться по жанру и оформлению. Данный метод учит школьников рассматривать тему с различных сторон и точек зрения, обучает навыкам письменной речи. Он является одним из способов обучения критическому мышлению, формирует систему суждений, способствует умению анализировать предметы, содержание, проблемы, формулировать свои обоснованные выводы, выносить свои оценки.
Так как автомобилей становится все больше и больше, тема правил дорожного движения становится все более актуальной. Не только во всех образовательные учреждениях, но и дома родителями этому вопросу уделяется достаточно много времени. Стихи о правилах дорожного движения помогут детям быстрее выучить все ПДД, которые им необходимо знать, научат быть более осмотрительным, внимательным и понимать опасность, исходящую от автомобилей.
Часто учителя или воспитатели детских садов находятся в поиске стихов про воду и водоемов: их, можно использовать при проведении различных мероприятий, уроков. Мы приводим короткие стихи о воде: они хорошо как для дошкольников, так и для ребят младшего школьного возраста.
В свою работу с детьми я включаю множество упражнений из нейропсихологической коррекции, которая эффективно борется с такими проблемами, как детская гиперактивность, импульсивность, дефицит внимания, а также игры и упражнения из Гештальт-терапии с детьми и подростками, которые успешно помогают справиться с такими психологическими проблемами как тревожность, неуверенность, страхи и др. В этой статье привожу игры, которые использую наиболее часто.
Сформированность самооценки и уровня притязаний играют роль в формировании личности ребенка, а также являются важным средством и условием успешного обучения. По мнению психологов, уже в 6-7 лет дошкольник имеет представление о своих личностных качествах, умственных возможностях, способен оценивать их правильно. Поэтому важно отметить, что именно старший дошкольный возраст — это благоприятная почва для формирования элементарных навыков рефлексивной деятельности, т.е. самооценки. Используя предложенные игры, можно добиться положительных результатов.
Естественно, игры в обучении английскому не должны выполнять только развлекательную функцию: учеба не должна и не может быть вечным праздником, учащиеся должны осознать значимость труда для достижения целей, и было бы вредно приучать их к постоянному веселью на уроках. Однако давно известно, что игровые моменты могут сослужить отличную службу в некоторых случаях. Привожу список игр, которые использую на уроках английского языка вот уже много лет.
В сочинении-рассуждении ЕГЭ по русскому языку (задание 25) экзаменуемый должен выразить свое мнение по проблеме, поднятой автором в исходном тексте, согласившись или не согласившись с авторской позицией, (К4). Мы приводим таблицу тематик и аргументов ЕГЭ по ним.
Зачастую учителя сталкиваются с такой проблемой: в учебниках по русскому языку широко представлен теоретический материал, подобраны упражнения для развития лингвистической компетенции, а дидактических упражнений, способствующих формированию коммуникативной компетенции, представлено недостаточно. Это приводит к тому, что впоследствии обучающиеся испытывают большие затруднения при написании творческих работ, не могут строить собственные высказывания.
Отгадывание загадок — это не только игра и возможность весело провести время, отгадывание загадок развивает логику и воображение детей. Загадывать загадки нужно детям с самого раннего возраста, но даже и старшеклассники, и взрослые любят загадки. Как порой трудно найти правильный ответ!
Регулярные процессы, происходящие в природе весной и предвещающие какие-либо изменения, были подмечены нашими предками и сформулированы в пословицы, поговорки и приметы о весне.
Пословицы и поговорки несут в себе много полезной информации, подсказок или рекомендаций по поводу того, как нужно поступать в той или иной ситуации в повседневной жизни. Просто так пословицы в нашей памяти не всплывают, для этого обязательно нужен повод или какая-нибудь схожая ситуация. Предлагаем подборку самых интересных пословиц, поговорок и примет о весне.
Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала.
Педагоги всех уровней отмечают, что учащиеся и студенты не умеют задавать вопросы. Точнее, вопросы, задаваемые учащимися, являются односложными, в лучшем случае опирающимися только на факты. Но ведь не зря же вопросительный знак похож на рыболовный крючок. Значит, на него можно что-то поймать. Что же это может быть? Правильно — информацию. Логично предположить, что на тоненький вопросик может «клюнуть» информация самая общая, а вот на толстый вопрос можно поймать информацию неординарную, расширенную. Какие же вопросы называют толстыми, а какие тонкими?
Сорбонка является одним из технологических приемов. Она представляет собой карточку, где с одной стороны записывается вопрос, а с другой — ответ. Таким образом, ученик отвечает на вопрос и тут же проверяет себя. Использование собрбонки позволяет заучивать определения, понятия, падежи, формулы, теоремы, даты, значения иностранных слов, и т.д.
Учителя, которые только начинают свой профессиональный путь, часто не придают значения такому важному этапу урока, как рефлексия. Вроде слышали, что это такое, вроде знают, что рефлексия — это самооценка. Но на практике зачастую этот этап урока представлен в виде банальных "смайликов", листочков разного цвета и прочих картинок, которые учащиеся дружно "лепят на доску" в конце урока. Иногда учитель просто ограничивается вопросом: "Вам понравился урок?" Все ученики дружно кричат: "Да!" — и все довольные расходятся по домам. Казалось бы, придраться не к чему: рефлексия была? Была! Оценку уроку поставили? Поставили! В поурочном плане этап назван красивым словом "рефлексия"? Имеется такое! И никаких претензий.
Выпускной, 11 класс — это очень важное и трудное время для школьников, когда необходимо мобилизовать свои силы, чтобы успешно подготовиться к сдаче ЕГЭ. Обязательный экзамен по русскому языку предполагает глубокие знания и по литературе, в основном — знание произведений русской и зарубежной литературы. Школьная программа по литературе в 11 классе включает произведения русских писателей ХХ века, которые необходимо прочесть летом.
Школьная программа по литературе в 9 классе предполагает изучение серьезных, объемных произведений русской и зарубежной литературы. Педагоги знают, что для их внимательного изучения школьникам может не хватить времени в течение учебного года, и поэтому предлагают список литературы на лето.