Методический прием "Брошенный камень" нашел применение в технологии развития письменной и устной речи через словесное творчество. Прием позволяет развивать творческое мышление, фантазию детей, учит находить логическую взаимосвязь между предметами, явлениями, событиями. В то же время, прием обогащает речь, вызывая в памяти образы, сравнения и художественные обороты. Чаще всего технологию "Брошенный камень" используют при подготовке к написанию сочинения.
Метод свободных ассоциаций используется по большей части в психологии и психолингвистике. Но адаптированный вариант этого метода может с успехом использоваться и в процессе обучения. Свободные ассоциации позволяют детям учиться мыслить раскрепощено, оказывается задействованным эмоционально-чувственный аспект восприятия, что делает обучение более эффективным и насыщенным. Выстраивая ассоциативный ряд, дети учатся анализировать взаимосвязь между словами, находить закономерность, развивается творческое и логическое мышление, улучшается память.
Прием "Суммирование в парах" относится к технологиям коллективного обучения, обучения сообща. Изучая одну тему, ученики работают в микрогруппах. Так обеспечивается более корректное восприятие нового знания, увеличивается возможный объем новой информации, который ученик может усвоить. Более того, работа в паре активизирует учебно-познавательную деятельность. А работая в группе, ученики развивают свои коммуникативные способности.
Поскольку прием рассчитан на работу с текстом, "Суммирование в парах" стали применять в технологии развития критического мышления.
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС) во главу угла ставит развитие личности ребенка. Данная задача требует от учителя нового подхода к организации процесса обучения. Урок, как и было раньше, остается основной единицей обучающего процесса. Но теперь изменились требования к проведению урока, предложена другая классификация уроков. Специфика системно-деятельностного подхода предполагает и другую структуру урока, которая отличается от привычной, классической схемы. Рассмотрим, какие типы уроков по ФГОС предложены в методике, в чем их предназначение и какие виды и формы предлагают нам новые требования.
Урок в форме «круглого стола» удобнее всего проводить на стадии обобщения и закрепления материала, так как такая форма позволяет увидеть изучаемую тему в общей системе знаний по предмету, выявить межпредметные связи. Кроме того, урок «круглый стол» помогает связать теорию и практику, выявить практическую ценность полученных знаний, умений и навыков.
Урок остается основной формой организации учебного процесса. При всем разнообразии уроков (даже в рамках одного предмета), выделяют некоторые общие черты всех занятий в школе: временные рамки (45 минут), определенное количество участников (учитель, ученики одного класса). При этом предполагается, что учитель является организатором деятельности на уроке, методически подготовлен, а урок организован в соответствии с конспектом и поурочным планом.
Прием "Отсроченная отгадка" был предложен А. Гином и в ряде методических разработок получил свое прочтение. По сути, этот прием — способ необычно начать урок, задать интригу, уже с самого начала урока активировать мышление учащихся, придав ему определенное направление, созвучное теме урока. В технологии проблемного обучения "отсроченная отгадка" рассматривается как прием создания проблемной ситуации на уроке.
В известной песне поется: «С чего начинается Родина — с картинки в твоем букваре…». И действительно, воспитание юных патриотов начинается с книжных страниц, повествующих об истории родной страны, о ее героическом прошлом. В нашей подборке — художественные и научно-популярные книги о Родине для детей разных возрастов.
Для того чтобы не упустить наиболее благоприятные моменты для коррекции речи детей с логопедическими проблемами, родителям и педагогам нужно ориентироваться в многообразии этих нарушений. Для начала решения всех этих проблем существует ориентир: чем раньше начнется коррекционная работа, тем проще и быстрее удастся приблизиться к желаемым результатам. Какие логопедические проблемы могут быть у детей, как их выявить и устранить?
Для детей с нарушениями речи нужен особый подход со стороны педагогов и внимательное отношение со стороны близких. Только доверительные отношения помогают ребенку раскрепоститься, преодолеть все отягчающие обстоятельства и, наконец, победить болезнь и доработать необходимые моменты, устранив полностью нарушения речи. Борьба с развившейся моторной алалией требует от ребенка концентрации внимания, больших усилий, а со стороны работающих с ним педагогов — опыта и профессионализма.
Вся наша жизнь проходит в текстовом окружении, из текстов различных типов мы получаем большую часть информации о мире. «Я живу в мире чужих слов, — писал М.М. Бахтин. — И вся моя жизнь является ориентацией в этом мире, реакцией на чужие слова» [2]. Среди словесных текстов, оказывающих наиболее сильное влияние на формирование языковой личности, важное место принадлежит прецедентным текстам (от франц. precedent — «случай, имевший ранее место и служащий примером или оправданием для последующих случаев подобного рода»).
Вместе с новым годом мир получил ожидаемую новинку — LEGO Education WeDo 2.0, протестировать которую «чесались» руки любителей робототехники всего мира. Получив такую возможность, хочется поделиться результатами и выводами.
Щетинин Михаил Петрович создал новаторскую педагогическую систему для личностного и патриотического развития ребенка. Оно осуществляется через свободу выбора деятельности и творчества, через труд, спорт, красоту. Основой системы стала педагогика сотрудничества с использованием метода погружения в отдельные предметы и синтез нескольких спецшкол в одной. Этого учителя и его необычный школьный комплекс под Геленджиком нам открыло телевидение и интернет.
Изучение литературы в старших классах порой оказывается затруднено распространенными представлениями о гуманитарных науках как о неточных, не поддающихся логике, анализу и систематизации. Особенно заметна данная проблема в классах естественного профиля. Ученикам с ярко выраженным структурным мышлением литература представляется как нечто аморфное, подчиняющееся лишь авторскому произволу и потому не подлежащие изучению. Помочь решению этой проблемы могут схемы и таблицы, предлагаемые ученикам на уроках.
Прием "Логическая цепочка" известен в методике давно. Он помогает запомнить и осмыслить большой объем информации, выявить закономерность каких-либо событий, явлений. Прием работает на развитие критического мышления, развитие памяти и умение логически мыслить. Метод "Логические цепочки" можно использовать на уроках по всем предметам и на любой стадии урока. Все зависит от целей, которые ставит учитель.
Прием "дерево предсказаний" был разработан американским ученым Дж. Беллансом для работы с художественным текстом. В адаптированном варианте этот прием впервые стал применяться на уроках по развитию критического мышления через чтение и письмо. Стратегия метода помогает развивать образное мышление, соотносить аргументы и факты, развивать фантазию и умение мыслить перспективно. Прием может использоваться на уроке любого типа по любому предмету. В примерах рассмотрим, на какой стадии урока может быть использовано "Дерево предсказаний".
Главнейшие функции приема "Чтение с остановками" — заинтересовать ребенка книгой, развивать навыки осмысленного чтения. Прием практикуется в методике развития критического мышления и охватывает все стадии урока: вызов, осмысление и рефлексия.
ФГОС несколько изменил вектор обучения, так как приоритетная роль теперь отводится деятельности учащихся. Какие же формы и методы предлагают методисты для построения уроков в контексте ФГОС?
Многие путают термины "методы" и "приемы", употребляя их как синонимы. Между тем, метод — это способ совместной деятельности учителя и ученика. Прием — лишь составная часть метода, разовое действие, шаг реализации метода.
Сочинение — это один из популярных видов школьной работы, которые подразумевает грамотное, четкое, логически выстроенное изложение своих мыслей на заданную тему. После долгих экспериментов сочинение вновь заняло почетное место в школьной программе и включено в список обязательных испытаний на ЕГЭ.
Как научить писать ребенка сочинение? Каким критериям оно должно отвечать, какие виды сочинений существуют? Мы собрали наиболее действенные методики, которые помогут учителям справиться с этой нелегкой задачей.
Далеко не каждый ребенок мечтает о поэтической славе и не каждый грезит о лаврах великого писателя. Но грамотно излагать свои мысли на бумаге должны все. И в школьной программе для этого предусмотрены сочинения. Что делать, если у ребенка никак не получается? Могут ли помочь родители научить ребенка писать сочинение? Конечно, могут. И мы подскажем, как это сделать правильно.