Подготовиться к полноценной жизни можно, лишь имея опыт самостоятельных, активных, социально значимых действий, совершаемых в условиях детско-взрослого сообщества. Такие условия могут и должны быть созданы в современных образовательных учреждениях.
В своей педагогической деятельности я стараюсь руководствоваться идеей, которую можно выразить в двух строчках из стихотворения Александра Блока:
Сотри случайные черты –
И ты увидишь: мир прекрасен.
Сегодня нам, учителям, предоставлена возможность творческого поиска, поиска в вопросе обучения. А что же имеется в начальной школе? Какие возможности для поиска нового применены к ней? А все ли мы, учителя начальной школы, делаем для определения и развития детей? Почему, к примеру, число отличников резко снижается в среднем звене и практически исчезает в старших классах? Что, нет талантливых детей или, может быть, мы своим преподаванием настолько «усредняем» процесс обучения, что после окончания школы из ее стен в лучшем случае выходят один-два медалиста?
Урок музыки как урок искусства совершенно особенный, организация и проведение которого основывается не только на педагогических, но и на художественных закономерностях. Здесь, наряду с учащимися и педагогом, особым субъектом общения выступает музыка. Смысл и специфика художественно–педагогического общения на уроках музыки, по мнению В.В. Медушевсвкого, заключаются в постижении художественного «я» музыкального произведения, в установлении с ним духовно–личностного контакта, диалога.
"Ни один завоеватель не может изменить сущность масс, ни один государственный деятель.... Но учитель может совершить больше, нежели завоеватели и государственные главы. Учителя могут создать новое воображение и освободить скрытые силы человечества" (Н. Рерих), - фраза с глубоким смыслом. Но несмотря на всю ответственность деятельности педагога, мы имеем возможность не только отдавать свои знания, умения, навыки, но и перенимать что-то новое, интересное у своих воспитанников.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что общение со взрослым имеет исключительное значение в первые 7 лет жизни ребенка, когда закладываются все основы личности и деятельности растущего человека. К старшему дошкольному возрасту у детей складывается внеситуативно-познавательная форма общения со взрослым. Одним из средств развития внеситуативно-познавательного общения и познавательных интересов детей является проектная деятельность.
Большинство людей ни разу в жизни не сталкивались с подлинным восприятием собственных чувств, не умеют уважительно и правильно относится к ним. С раннего детства воспитание направленно на то, чтобы подавить свои потребности, не давая им воли, например «настоящий мужчина не плачет», «не позволяй себе этого». Общество обучает и воспитывает «держи себя в руках» , «прячь свои чувства», не показывай своих эмоций, «сохраняй лицо». Утрачивая способность к восприятию собственных чувств, человек лишается возможности оценить собственные страхи, отчаяние, не принимает собственную слабость, теряет контакт со своими «страстями».
Доклад, который был подготовлен для выступления на РМО учителей начальных классов. Сопровождается красочной презентацией. Подойдет для обсуждения на методическом объединении или другом тематическом совещании. Материалы объединены в одну папку и заархивированы, доступны для скачивания с моего сайта.
Тема исследовательской работы “Индивидуальные различия памяти и особенности их проявления в младшем школьном возрасте”.
Среди многих способностей, которыми одарен каждый человек со дня своего рождения, одной из важнейших является память. Память играет колоссальную роль во всем процессе обучения и развития ребенка. Память помогает ребенку осваивать различные навыки, необходимые в жизни. Благодаря памяти ребенок учится говорить, считать, петь, рисовать, вести себя в различных ситуациях, накапливая жизненный опыт, который закрепляясь, составляет основу дальнейшего развития. Медленное развитие одного из видов памяти мешает успешному обучению и тормозит развитию ребенка. Выявление возрастных и индивидуальных особенностей памяти актуально и в настоящее время.
От того, насколько сознательно, творчески, с желанием будут учиться дети в начальной школе, зависит в дальнейшем самостоятельность их мышления, умения связывать теоретический материал с практической деятельностью. Поэтому на протяжении всей моей педагогической деятельности я ставлю перед собой главную цель «Научить детей учиться».
В статье освещён вопрос дефиниции термина "учебный текст", а также выделены основные критерии соответствия изучаемых учебных текстов принципам дидактики с учётом новых федеральных государственных стандартов образования.
Педагогическая концепция учителя истории и обществознания МОУ «Шугозерская средняя общеобразовательная школа»
Морозовой Нины Васильевны.
Системный подход к познанию и преобразованию любого объекта является ведущим общенаучным подходом; это направление методологии специально-научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем. Системный подход к обучению позволяет развить у учащихся системное мышление, навыки логического познания, стимулировать деятельностную активность учащихся. Кроме того, системный подход обеспечивает преемственность и логическую последовательность учебного материала.
В статье на примере методических разработок по книге «Кикимора и другие…» показано, как современная авторская сказка может быть основой для серьезного разговора о любви, ответственности за своих близких и свои поступки, проблемах семейной жизни, предназначении человека и т.д. Разговора на очень важные для учащихся темы, который лучше вести не назидательным тоном, а на основе доходчивых образов.